Этапы приватизации

Сорок миллионов граждан России стали акционерами созданных в ходе приватизации акционерных обществ или чековых инвестици­онных фондов. На чековых аукционах продава­лись акции 16462 предприятий с совокупным уставным капиталом 1421 млрд. руб., были про­даны акции общим номиналом 285 млрд. руб., т.е. около 20%. Средневзвешенный курс аукци­она составил 2,4 тысячерублевые акции на один чек. В первый этап приватизации было вовле­чено практически все население России.

Чековый этап приватизации позволил до­биться существенного разгосударствления эко­номики, поскольку большая часть объектов ма­лой приватизации к середине 1994 г. была пе­редана в частные руки (свыше 85 тыс. мага­зинов, ресторанов, кафе, предприятий службы быта). На базе средних, мелких и крупных го­сударственных предприятий к середине 1994 г. было создано 20 тыс. акционерных обществ. К концу ноября 1994 г. было приватизировано 110 тыс. предприятий.

Предполагавшийся при разработке модели чековой приватизации вариант дальнейшего развития ситуации по перераспределению соб­ственности, при котором после быстрого ее разгосударствления начнется не менее быст­рый процесс перехода прав собственности в руки эффективных собственников, в период с, 1992 по 1994 г. фактически не наблюдался. Концентрация капитала в интересах «стратегического частного собственника» не проис­ходила. Даже тогда, когда такая концентрация имела место, она, как правило, осуществлялась на базе спекулятивного, а не производствен­ного капитала.

В условиях высокой инфляции, характерных для периода проведения чековой приватизации, когда инвестирование в реальное производство сопровождалось высокими рисками, процесс приватизации оказался в какой-то степени изо­лированным от других элементов экономичес­кой политики (от структурных реформ и мак­роэкономической стабилизации). Это стало до­полнительным фактором отсутствия масштаб­ного повышения эффективности реального сек­тора российской экономики в рассматриваемый период.

На этапе чековой приватизации практичес­ки не была решена задача привлечения в рос­сийскую экономику иностранных инвестиций, что провозглашалось в качестве одной из ос­новных целей этого этапа. В частности, к кон­цу 1993 г. иностранные инвестиции в России составили в целом менее 2,7 млрд. долл., а за первую половину 1994 г. возросли лишь на 278 млн.долл.

Такой малый объем участия помимо общих причин, препятствующих притоку иностранных инвестиций в российскую экономику (отсут­ствие политической стабильности, неблагопри­ятный инвестиционный климат, высокий уро­вень налогов), объясняется просчетами в самой организации проведения приватизации. К их числу можно отнести: трудности с приобрете­нием пакета акций, позволяющего реально вли­ять на положение дел на предприятии; законо­дательная неопределенность положения ино­странного инвестора в ходе приватизации, вы­нуждавшая большинство иностранных инвес­торов действовать через посредников, что за­трудняло их прямое участие в процессе прива­тизации.[15]

Денежный этап.

Главная цель денежного этапа приватиза­ции, официальное начало которого датировано 1 июля 1994 г., — переход прав собственности на приватизируемое государственное имуще­ство в руки реально ответственных (эффектив­ных) собственников.

Денежный этап приватизации должен обес­печить выполнение трех стратегических задач:

1) сформировать инвесторов, владеющих зна­чительными пакетами акций, что повысит их заинтересованность в долгосрочных инвести­циях;

2) обеспечить приватизируемые пред­приятия наличными средствами, необходимы­ми для их структурной перестройки;

3) способ­ствовать решению фискальных задач, т.е. попол­нению доходной части госбюджета.

Особенностью денежного этапа является его направленность на осуществление перехода от системы бесплатной раздачи собственности к ее реальной продаже в ходе относительно «мед­ленной» приватизации. В интересах привлече­ния стратегических инвесторов, которые ори­ентируются на контроль и управление пред­приятием, предполагалось выставлять на де­нежные аукционы и инвестиционные конкурсы относительно крупные пакеты акций — не ме­нее 15—25% уставного капитала предприятия.

К основным объектам приватизации нового этапа относятся три вида имущества: государ­ственные пакеты акций приватизированных предприятий, земельные участки приватизиро­ванных предприятий и недвижимость.

Первоначально на новом этапе предполага­лось использовать следующие методы привати­зации:

1) безвозмездную передачу акций работ­никам;

2) продажу акций работникам по закры­той подписке;

3) продажу акций по инвестици­онному конкурсу;

4) продажу акций по коммер­ческому конкурсу;

5) продажу акций на аукцио­не, в том числе с использованием институтов фондового рынка, включая биржи;

Перейти на страницу: 1 2 3