История образования ФПГ.

Российские финансово-промышленные группы (ФПГ) – явление сначала придуманное, а лишь потом состоявшееся. Много и подробно говорить о ФПГ стали за несколько лет до их появления – еще в СССР в разгар перестройки. Тогда стала очевидной бесперспективность системы административного управления промышленностью, и возник вопрос о том, чем же ее заменить.

Один из вариантов ответа был – заменить промышленными группами, которые должны быть межотраслевыми и формироваться вокруг предприятий-лидеров, находящихся на уровне лучших мировых стандартов или превосходящих их. Считалось, что несколько десятков таких групп, получивших приоритетный доступ к качественным ресурсам, освобожденных от бюрократического контроля и одновременно пользующихся всеми формами государственного покровительства, станут локомотивами, которые втянут СССР в XXI век.

У таких построений было три источника.

· Во-первых, неадекватно завышенная оценка роли крупных корпораций в современных индустриально развитых странах (в частности, уверенность, что именно они порождают основную массу инноваций и спрос на новые товары и услуги).

· Во-вторых, опыт сталинской индустриализации в СССР, когда крупные и современные промышленные структуры создавались и функционировали в абсолютно неразвитой экономической и социальной среде.

· В-третьих, опыт многоотраслевых конгломератов «тигров» АТР, который интерпретировался в советском духе как опыт успешных технологических прорывов в ключевых отраслях без общей социальной модернизации.

Второй всплеск интереса к группам, уже финансово-экономическим, произошел в 1992 – 93 гг., когда стало ясно, что в российской экономике все решают деньги, а деньги уже у частных банков.

Тогда многие руководители промышленных предприятий, главным образом не самых успешных, а также представляющие их интересы общественные и политические деятели выдвинули примерно следующую идею: государство должно, используя властные рычаги, заставить банки вступить в некоторые тесные альянсы с группами промышленных предприятий, одновременно обеспечив таким альянсам большие льготы. Среди наиболее активных лоббистов этой идеи было довольно много влиятельных в то время общественных и политических организаций: Российский союз промышленников и предпринимателей (А. Вольский), Лига содействия оборонным предприятиям (А. Шулунов), Гражданский союз и т.д.

Во второй половине 1993 года произошел переход от слов к делу.

· Во-первых, процесс формирования ФПГ начался снизу

· Во-вторых, государство предоставило, или по крайней мере декларировало предоставление им некоторых льгот.

Появившийся в декабре 1993 года указ Президента РФ подвел нормативную базу под существование ФПГ. Затем в ноябре 1995 года Государственная Дума приняла Закон Российской Федерации «О финансово-промышленных группах».

Рост числа официальных ФПГ (т.е. получивших соответствующий статус при включении их в Государственный реестр финансово-промышленных групп) происходил следующим образом: в 1993 году зарегистрирована 1 ФПГ; 1994 г. – 6; 1995 г. – 21; 1996 г. – 18; в 1997 г. – более 30. К началу 1998 года их число превысило 80. Количество промышленных предприятий, входящих в их состав, перевалило за 1000,количество банков около 100.

Если брать отраслевой разрез, то лидерами по числу ФПГ являются химическая промышленность и металлургия. ФПГ действуют также в электронной промышленности, авиастроении, золотодобыче, строительной промышленности, автомобилестроении, легкой промышленности и других отраслях.

Результаты деятельности финансово-промышленных групп за 1994-97 гг. дают основания для осторожного оптимизма относительно влияния интеграции на производство. Входящие в них промышленные предприятия демонстрируют менее резкое падение производства, чем в среднем по промышленности, а часто и небольшой рост. В еще большей мере это относится к производственным инвестициям. Но не более. ФПГ не стали, как предполагалось, моторами российской экономики. И даже для входящих в них предприятий в подавляющем большинстве случаев они оказались в состоянии обеспечить лишь «оборонительную», но отнюдь не «прорывную» стратегию. (7 - 101с.)