Опытно-промышленная разработка (ОПР)

Мелководье, обледенение в зимний период, штормовые погодные условия и экологические риски очень усложняют этот проект добычи. Каспийское море, окруженное сушей, сильнее подвержено экологическому загрязнению, чем воды океана. Разработка нефтяного месторождения Кашаган представляет серьезный риск для Каспийского моря с учетом того, что она связана со строительством большого числа мелких островов, добычей и переработкой нефти, а также утилизацией серы. Компанией «Аджип ККО» проводится постоянный мониторинг загрязнения и биоразнообразия с самого начала проекта в целях выявления воздействия на окружающую среду, связанного с нефтяными операциями. Компания также разработала аварийные планы ликвидации разливов нефти. Однако воздействия крупного разлива нефти могут оказаться очень серьезными, и компании понадобится сторонняя аварийная помощь. По данным последнего исследования биоразнообразия Каспийского моря загрязнение является главным фактором потери зон воспроизводства и сокращения продуктивности рыбопитомников осетровых популяций [11]. Также было отмечено, что подверженность действию загрязняющих веществ ослабило иммунную систему популяции каспийского тюленя, численность которой сократилась на 80 процентов с начала 90-х годов.

В таблице 4 приводятся доли акционеров в разработке Кашаганского месторождения.

Таблица 4 – Доли акционеров Кашаганского месторождения

Акционеры СКП

Доля (%)

Эни (Италия)

18.52

"Шелл" (Нидерланды/Великобритания)

18.52

"ЭксонМобил" (США)

18.52

"Тоталь" (Франция)

18.52

"КонокоФиллипс" (США)

9.26

"Инпекс" (Япония)

8.33

"КазМунайГаз" (Казахстан)

8.33

По условиям СРП, подписанного осенью 1997 г. первая нефть Кашагана должна была быть получена в соответствии со следующим графиком. Этап разведки - четыре года с возможным продлением на два года, этап оценки - четыре года. То есть начало добычи планировалось в 2008 г.

Но в 2001 г. президент Нурсултан Назарбаев потребовал перенести дату на более ранний срок, поскольку страна страдала от недостатка денег. Это требование обязался выполнить итальянский концерн ЭНИ, пообещавший начать производство в 2005 г[19].

Однако в 2004 г, ставший через дочернюю компанию Аджип ККО, оператором проекта, итальянский концерн ЭНИ заявил о невозможности выполнения этого плана и возвращении к 2008 г. Летом же 2007 г., Аджип ККО представил новый план, отодвигающий сроки добычи ранней нефти на вторую половину 2010 г. Теперь же он переносится на 2013 г. Более того, очень вероятным выглядит откладывание начала добычи на дату, близкую к 2015 г.

Предложение об очередном переносе выглядит одновременно и странным, и закономерным. Источники в компании заявляют, что объем строительства в рамках морской части ОПР выполнен примерно на 10%. Сооружен только производственный остров D, готовы две эксплуатационные скважины, на третьей до остановки работ велся монтаж. Всего же должно быть построено 34 скважины и несколько островов.

Абсолютно ничего не сделано по ключевому участку отделения газа от нефти, нагнетательной скважине, созданию защитных заграждений от льда. Не построен прилегающий к острову D остров для персонала.

Сеть трубопроводов (нефтепровод Кашаган-Карабатан, газопровод Кашаган - Карабатан и трубопровод Карабатан - Кашаган для обеспечения морского комплекса газом, теплом и электричеством) готова на треть.

Больше построено на суше - более половины Карабатанского газоперерабатывающего комплекса. Поэтому объем работ, который должен выполнить международный консорциум, конечно же, очень велик.

Представитель компании Шелл пояснил, что дату начала добычи в 2012-2013 г.г. на переговорах с Астаной в январе называли такие акционеры как Шелл и Эксон Мобил, тогда как итальянский концерн ЭНИ ссылался на 2010 г.

Перейти на страницу: 1 2 3 4