Разработка политических мер по минимизации кризисных последствий и пути выхода экономики из финансового кризиса

Экономический кризис, поразивший мировую экономику в 2008 году, принято сравнивать с Великой Депрессией. Однако, по иронии судьбы, до сих пор подлинные причины Великой Депрессии неизвестны и активно дебатируются экономистами и историками. В нынешних обстоятельствах результаты этих споров способны оказать значительное воздействие на ситуацию в мире - дело в том, что большинство государств мира пытаются бороться с современным экономическим кризисом с помощью тех же мер, что были применены в 1930-е годы.

Так что же подразумевает под собой понятие "Экономический кризис"?

Экономический кризис - (греч krisis — поворотный пункт) — резкое ухудшение экономического состояния страны, проявляющееся в значительном спаде производства, нарушении сложившихся производственных связей, банкротстве предприятий, росте безработицы, и в итоге — в снижении жизненного уровня, благосостояния населения.

Масштабный кризис в российской экономике требует серьезного анализа и нуждается в прогнозировании. Сейчас можно утверждать, что его нельзя однозначно считать ни "инфекцией", занесенной из западной экономики, ни чисто российским циклическим кризисом. Сочетание внешних и внутренних факторов придает ему известную уникальность. Важно осмыслить происходящие процессы, сформулировать требования к их мониторингу, определить меры, смягчающие остроту кризисных явлений, и выработать подходы, направленные на поиск "спящих" сегодня сил, которые способны стать двигателем последующей модернизации российской экономики.

А можно ли в сегодняшних условиях мирового кризиса регулировать экономические процессы в стране так, чтобы в короткие сроки они были минимизированы, а на ближайшую перспективу - один-два года - экономика страны начала двигаться в направлении поступательного развития. Нам нужно понять, какие проблемы существуют на сегодняшний день в стане: первая, самая трудная проблема - финансы. Низкая ликвидность банковской системы РФ, ненадежность части банков и несовершенное банковское законодательство. Вторая - необузданный рост цен и большая инфляция выглядят как кровоточащие язвы на теле экономики. Почему при динамичном и долгом укреплении рубля с 2003 по 2008 годы цены стабильно росли как по приказу, а инфляцию в стране с трудом по миллиметру в год подавляли дополнительными денежными рычагами? Ведь для пенсионеров оборачивалось так: на каждый рубль, добавленный Правительством РФ к пенсии, инфляция отнимает (для разных групп пенсионеров и при расчете разных групп товаров) от 85 копеек до 1,4 рубля. Высокая инфляция удерживает высокою ставку рефинансирования, которая делает очень дорогими рубли. Причем дорогими настолько, насколько ими невыгодно кредитоваться. Высокую инфляцию стимулирует стабильный рост цен почти на все. Известно, инфляция ниже 7-8% в год делает более привлекательной экономику страны для инвестиций. Третья проблема - налоговая нагрузка. В 2008 году Россия находилась на 116-м месте по уровню налогового комфорта. Взгляните, какие налоги платит бизнес в некоторых государствах (табл.3.1).

Таблица 3.1

Оплата налогов платит в некоторых государствах

Страна

Процент налогов

Индия

35%

Китай

35%

Казахстан

40%

Россия

52% ( в уме: 70-80%)

Как видно из таблицы, что российский предприниматель с каждых 100 рублей отдает государству 52 рубля налогов. Если приплюсовать другие государственные и местные отчисления, то налоговое бремя увеличится фактически до 70-80 рублей. Для малого и среднего бизнеса чиновники изымают до 10% от прибыли в виде взяток. Добавить к этому высокою процентную ставку кредитов, и перед вами откроется полная картина, в которой фискальные и руководящие органы вынуждают работать бизнес. Изощренная налоговая политика родного государства имеет явно выраженный конфискующий характер. Налоговую систему в паре со ставкой рефинансирования с 2009 года не только малый и средний, но и крупный бизнес стали воспринимать как удавку. Шедшая "вразвалочку" экономика России, с 2009 г. стала валиться на бок. Об этом, как писалось выше, говорит возросшее число дефолтов в реальном секторе. Четвертая проблема. Низкая занятость населения как следствие слабо развитой промышленности. Основная функция формирования Пенсионного фонда возложена на промышленность. Нашей промышленности до кризиса было сложно с пенсионными отчислениями, а уж во время кризиса - реальному сектору самому бы выжить. Гнаться за темпами роста пенсий при такой промышленной политике государства в течение двух посткризисных лет опасно для бюджета. Питать надежды на приток денежных средств от нефти и газа в ближайший период ошибочно.