Выводы по главе

Итак, российские власти обладают значительными резервами и инструментариями для перехода к более активной экономической политике, чем это наблюдалось в предыдущие годы; более того, демонстрируется политическая воля к использованию возможностей государства для поддержки экономики. Вместе с тем, государство не сможет полностью восполнить экономические потери от кризиса, поэтому имеющиеся резервы должны расходоваться с большой осторожностью. Опасность нынешней ситуации в значительной степени заключается в том, что власти проявляют готовность помочь большой части бизнеса и поддержать уровень доходов населения; очевидно, что помощь не сможет быть предоставлена всем, кто о ней просит. Тем более настораживают меры, направленные на поддержку фондового рынка: при столь мощном доминировании на рынке продавцов выход на рынок государственных денег оказывается недостаточным для его поддержки, и это при том, что в российских условиях состояние фондового рынка в очень незначительной степени влияет на уровень благосостояния населения, ведь в рынок инвестированы сбережения лишь небольшого процента граждан, и чаще всего это люди с доходами выше среднего.

Еще одной опасностью активного госвмешательства в экономику в сегодняшних условиях может стать предоставление госкомпаниям — конкурентам частного сектора преимущества доступа к редким ресурсам (финансированию и платежеспособному спросу) и долговременный переход в руки государства значительных сегментов экономики.

Поэтому в условиях глобализации для нормального функционирования мировой экономики необходима стабильная, предсказуемая и функционирующая по заранее известным правилам международная валютно-финансовая система, в основе которой лежит поддержание макроэкономической и финансовой дисциплины ведущими мировыми экономиками. Нынешний кризис показал, что поддержание такой дисциплины остаётся нерешённой задачей, как для суверенных государств, так и для ведущих компаний, оперирующих на глобальных рынках.

На основе проведенного анализа экономики современной России можно сделать следующие выводы:

Существует необходимость активного вмешательства государства в процесс развития отраслей социальной сферы. Наибольшую активность государст­во должно проявить в регулировании развития здравоохранения и функциони­рования систем социальной защиты и социального обеспечения.

Должна быть как можно скорее усовершенствована политика в отношении предприятий государственного сектора. Из-за неумелого управления в нашей стране идет тенденция окончательной приватизации того, что еще не было приватизировано. Действия правительства часто бывают непродуманны, что приводит к недопустимым ошибкам.

Таким образом, современная система государственного регулирования России требует скорейшей модернизации, стране нужна долговременная экономическая стратегия, которая сможет обеспечить более эффективное решение ключевых проблем российской экономики.