Теория жизненного цикла продукта

Является альтернативной теорией, которая была создана по ряду причин. В последние десятилетия в направлениях и структуре мировой торговли происходят существенные сдвиги, универсальное объяснение которым классические теории дать не могут. Это побуждает к дальнейшему развитию уже существующих теорий и к разработке альтернативных теоретических концепций по ряду причин: 1) превращение технического прогресса в доминирующий фактор мировой торговле; 2) Резкое увеличение доли мирового товарооборота, приходящейся на внутрифирменную торговлю; 3) Возрастающий удельный вес в торговле встречных поставок сходных промышленных товаров, производимых в странах с примерно одинаковой обеспеченностью факторами производства.

Суть теории жизненного цикла продукта такова: развитие мировой торговли готовыми изделиями зависит от этапов их жизни, т.е. периода времени, в теч-е которого продукт обладает жизнеспособностью на рынке и обеспечивает достижение целей продавца.

Цикл жизни продукта охватывает 4 стадии – внедрение, рост, зрелость и упадок.

На 1ой стадии а) происходит разработка новой продукции в ответ на возникшую потребность внутри страны; б)производство нового продукта носит мелкосерийный характер; в) требует высокой квалификации рабочих; д) концентрируется в стране нововведения, лишь небольшая часть продукта поступает на внешний рынок.

На стадии роста а) спрос на продукт растет; б) его производство расширяется и постепенно распространяется на другие развитые страны; в) продукт становится более стандартизированным; д) увеличивается конкуренция между производителями; е) расширяется экспорт.

Для стадии зрелости характерно а) крупносерийное производство; б) в конкурентной борьбе преобладающим становится ценовой фактор; в) начинается перемещение производства в развивающиеся страны.

По мере того, как жизненный цикл продукта переходит в стадию упадка а) спрос в развитых странах сокращается; б) производство и рынки сбыта концентрируются преимущественно в развивающихся странах; в) страна нововведения становится частым импортером.

Недостатки: Сущ-ют товары, кот-ые не вписываются в теорию жизненного цикла (товары с коротким жизненным циклом, высокими затратами на транспортировку, имеющее значительные возможности для дифференциации по качеству, узкий круг потенциальных потребителей. Т.о. образом теория не явл-ся универсальным объяснением тенденции развития международной торговли.