Введение

Переход к рыночной экономике требует повышения эффективности хозяйствования. Особое значение для достижения этой цели имеет обоснование факторов формирования показателей эффективности работы каждого субъекта хозяйствования, повышения его платежеспособности с помощью анализа хозяйственной деятельности.

Одним из основных факторов повышения платежеспособности предприятия является формирование прибыли, которая в свою очередь во многом зависит от себестоимости реализованной продукции.

Себестоимость продукции - выраженные в денежной форме затраты на её производство и реализацию. Если она за отчётный период повысилась, то при остальных равных условиях размер прибыли за этот период обязательно уменьшится за счет этого фактора на такую же величину. Между размерами величины прибыли и себестоимости существует обратная функциональная зависимость: чем меньше себестоимость, тем больше прибыль, и наоборот.

Поэтому в условиях перехода к рыночной экономике себестоимость продукции становится важнейшим показателем производственно-хозяйственной деятельности, характеризующим жизнеспособность предприятий. Исчисление этого показателя необходимо для:

- оценки выполнения плана по данному показателю и его динамики;

- определения рентабельности производства и отдельных видов продукции;

- осуществления внутрипроизводственного хозрасчета; выявления резервов снижения себестоимости продукции; определения оптовых цен на продукцию; исчисления национального дохода в масштабах страны;

- расчета экономической эффективности внедрения новой техники, технологии, организационно-технических мероприятий;

- обоснования решений о производстве новых видов продукции и снятии с производства устаревших.

Управление себестоимостью продукции предприятий планомерный процесс формирования затрат на производство всей продукции и себестоимости отдельных изделий, контроль за выполнением заданий по снижению себестоимости продукции, выявление резервов её снижения. Основными элементами системы управления себестоимостью продукции являются прогнозирование и планирование, нормирование затрат, учет и калькулирование, анализ и контроль за себестоимостью. Все они функционируют в тесной взаимосвязи друг с другом.

Себестоимость продукции является одной из составных частей хозяйственной деятельности предприятия и, соответственно, одним из важнейших элементов этого объекта управления. Анализ себестоимости продукции выполняет одну из основных управленческих функций, и недостаточное его функционирование приводит к снижению эффективности системы управления себестоимостью в целом.

В себестоимости находят выражение все затраты предприятия, связанные с производством и реализацией продукции. Ее показатели отражают степень использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, качество работы отдельных работников и руководства в целом.

Главными задачами анализа затрат на производство и себестоимости продукции данного предприятия являются:

Ø изучение динамики роста (снижения) себестоимости продукции, работ и услуг;

Ø проведение расчета структуры затрат на производство по элементам;

Ø определение и количественное соизмерение затрат по элементам на 1 (100, 1000) р. произведенной продукции, их абсолютное изменение и темпы снижения (роста);

Ø изучение формирования себестоимости по статьям затрат;

Ø обоснование и количественное соизмерение факторов изменения себестоимости произведенной продукции по статьям затрат;

Ø определение и количественное соизмерение факторов изменения условно-переменных статей затрат в себестоимости продукции;

Ø анализ факторов изменения себестоимости единицы изделия.

Источниками информации для проведения данного анализа являются : форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках»; форма № 5-З «Отчет о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг)»; сметы затрат; калькуляции единицы продукции, счета и бухгалтерские регистры по учету затрат на основное и вспомогательное производство и др.

Перейти на страницу: 1 2