Внешние экономические связи. Экспорт. Импорт. Участие в интеграционных экономических союзах

Важную роль в развитии и интернационализации японской экономики играет ее внешнеэкономическая деятельность. В 70-80-х годах Япония превратилась в одну из крупнейших торговых держав мира. В настоящее время Япония сохраняет традиции третьей страны-экспортера после США и ФРГ, однако по многим направлениям внешнеэкономической деятельности стала лидером. https://www.solocrm.ru amocrm цены.

Внешнеэкономическую деятельность Японии отличает товарная насыщенность и большие объемы товарооборота. По величине экспорта страна занимает третье место в мире после США и ФРГ. По оценке 2006 года, совокупный экспорт страны составляет 75 246,7 миллиардов иен, а импорт – 67344,2 миллиарда иен. В товарно-отраслевой структуре японского экспорта доминирует транспортное оборудование (24,2%), несколько меньшая доля экспорта приходится на электротехнику и электронику (21,4%) и машиностроение (19,7%). Промышленные товары (включая стальные и чугунные изделия, а также цветные металлы, текстильную нить и ткань) составляют 11,5%, а химические продукты – 9%.

Бедность Японии природными ресурсами традиционно формирует состав ее импорта в основном за счет сырья и энергетических ресурсов. Далее эти материалы направляются на производство промышленной продукции для экспорта. Как следствие этого, доля промышленной продукции в импорте Японии остается низкой. Импортирует Япония в первую очередь минеральное топливо (нефть, уголь, газ), на его долю приходится 27,7% всего импорта. Импорт электроники составляет 12,8%, промышленных товаров – 9,7%, машинное оборудование – 9,3%. Также Япония импортирует продукты питания (8,5%), химические продукты (7,3%) и сырье (7%).

За весь послевоенный период физический объем товарооборота Японии увеличился в несколько раз. В период с 1980 по 2006 гг. в Японии наблюдается увеличение объёмов экспорта, импорта и, как следствие, общего товарооборота. Товарооборот в 2006 году вырос в 1,9 раза по сравнению с 1990-м годом. Это говорит о высоких темпах роста объемов экспорта и импорта Японии. За весь рассматриваемый период, за исключением 1980 года, экспорт превышает импорт. В 1980 году наблюдается превышение импорта над экспортом. Связано это в первую очередь с адаптацией к росту цен на сырье и топливо, а также с интернационализацией экономики. В 1993-1995 гг. происходит снижение объемов экспорта и импорта. В этот период в Японии происходит структурный кризис, который привел Японию к снижению конкурентоспособности. В последние годы наблюдается значительный рост общего товарооборота. В марте 2007 года экспорт Японии составлял 71 533 млн иен, импорт – 53 909 млн иен, а товарооборот – 125 442 млн иен. В марте 2008 годы эти цифры стали несколько выше, а именно экспорт, импорт и общий товарооборот составили 74 749, 61 012 и 135 761 млн иен соответственно. Основными товарами на экспорт являются транспортное оборудование, электроника и машины. В основе успеха лежит конкурентоспособность продукции, которая формируется за счет высокого качества, новейшей технологии, кадровой политики и авторитета фирмы. В 80-е годы для предотвращения экономического спада Япония начала активно увеличивать экспорт. Доля экспорта в ВНП достигла 15%, хотя до этого составляла 10-12%. Япония начала пользоваться огромным товарным профицитом. Однако в 90-е годы в связи с нависшим кризисом в стране, сократился экспорт, особенно транспортного оборудования.

На данный момент объём экспорта автомобилей из Японии в октябре 2008г. в годовом исчислении снизился на 4,2% (или на 25 тыс. 163 единицы) - до 575 тыс. 391 единицы. В денежном выражении объем экспорта автомобилей (с учетом экспорта запчастей) из Японии в октябре 2008 г. вырос в годовом исчислении на 3,4% - до 13,58 млрд долл. Об этом говорится в докладе Японской ассоциации автопроизводителей.

При этом объём экспорта легковых автомобилей в октябре 2008 г. снизился на 4,4% - до 504 тыс. 273 автомобилей, экспорт грузовиков - на 2%, до 57 тыс. 884 единиц, а объем экспорта автобусов - на 4,8%, до 13 тыс. 234 единиц.

Основная доля импорта в период 1980-2006 гг. принадлежит минеральному топливу и сырью. Это связано с недостаточным запасом внутренних ресурсов страны. Все больше Япония переключается на импорт продукции менее капиталоемких отраслей.

Япония увеличила импорт продовольствия (уровень самообеспеченности страны продовольствием сейчас составляет менее 50%), а также готовых изделий, конкурирующих с ее собственной продукцией. Но масштабы конкурирующего импорта еще небольшие. Так, по данным межотраслевого баланса, импорт обеспечивает около 6% потребности страны в продукции машиностроения. Несмотря на то, что некоторые сегменты японского рынка (в особенности рынки товаров с высокой долей добавленной стоимости) остаются относительно закрытыми для импорта, тем не менее, существенно выросла доля готовых изделий в японском импорте. В 2003г. Она составила 62,4% общей стоимости импорт, а по сравнению с 31% в 1985г.

Основные внешнеторговые партнеры – США, страны Азиатско-Тихоокеанского региона и Западной Европы. В результате особых отношений, которые сложились во время американской оккупации, США стали главным торговым партнером Японии (примерно 30 % экспорта и 1/4 импорта). Теперь, когда США стараются сократить ввоз японских товаров и изменить торговый баланс в свою пользу, Япония пытается перестроить направления внешней торговли. В частности, большой интерес она проявляет к российскому рынку. В прошлом крупными партнерами по импорту были нефтедобывающие страны Персидского залива, но их доля в импорте упала с 19,6 % в 1980 г. До 6,4 % в 1996 г. Специфическая черта японской экономической политики в отношении развивающихся стран – предварительное изучение особенностей их внутреннего рынка, чтобы затем предложить государствам такие товары, услуги, технологии и кредиты, которые были бы в максимальной степени эффективны и полезны для партнера. За счёт расширения экспорта товаров и услуг, а также через распространение технологий влияние японских корпораций в мировой экономике значительно возрастает.

Перейти на страницу: 1 2