Заключение.

В результате выполненной работы мной было изложено, что монополия как явление в узком, первоначальном смысле этого слова в современной экономике встречается крайне редко и в широком смысле понимается как такая рыночная ситуация, в которой определённым субъектам рыночных отношений принадлежит значительная власть над ценой, причиной чего могут быть различные негативные последствия, такие как отках от внедрения новых технологий, получение ничем не оправданных экономических прибылей, неэффективное распределение ресурсов, а также политические опасности. Поэтому антимонопольная политика государства жизненной необходима для государственного регулирования рыночной экономики. Стоит также помнить, что она требует всестороннего анализа рыночной ситуации и не ограничивается лишь определением доминирующего положения и применением санкций к субъектам рынка. Причём в России ситуация ограничивается тем, что во многих отраслях монополизм был структурно заложен изначально в период командной экономики, и в полной мере проявился только сейчас. Как считают некоторые учёные, именно монополизм является одновременно причиной и следствием таких негативных явлений, как экономический кризис и инфляция. Тем не менее, в частности, рынок нефтепродуктов до сих пор остаётся в нашей стране сильно монополизированным из-за вертикально интегрированных нефтяных компаний, контролирующих и процесс нефтедобычи, и процесс нефтепереработки. ФАС считает первостепенными задачи увеличения объёмов реализации нефтепродуктов на открытых торгах, обеспечение свободного и равного доступа всех участников рынка к купле-продаже произведённых ВИНК нефтепродуктов на всех сегментах рынка, а также разделение видов деятельности ВИНК между различными юридическими лицами в рамках одного холдинга и т.д С.Н. Чирихин считает, что первоочерёдными задачами являются ограничение власти олигополистов, государственная поддержка образования независимого от ВИНК сектора нефтедобычи и переработки. Кроме того, не стоит забывать, что монополизм в нашей стране – это не только последствия деятельности хозяйствующих субъектов, но и деятельность органов власти, финансовых структур, направленные на какое-либо ограничение конкуренции.

[1] Апаз С.В. Книга «Монополии и конкуренция» ( электронный ресурс) http://works.tarefer.ru/102/100459/index.html

[2] Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебное пособие/Под ред. А.Г.Грязновой, А.Ю. Юданова.- 5-е стереотипное изд.-М.:КНОРУС.-2005.-с.401

[3] Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации в 2009 году// Официальный сайт Федеральной Антимонопольной службы.URL: http://fas.gov.ru/analisys/index.shtm

[4] Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации в 2009 году// Официальный сайт Федеральной Антимонопольной службы.URL: http://fas.gov.ru/analisys/index.shtm

[5] Чирихин С.Н. Экономический кризис и монополизм – союз нерушимый // ЭКО: Всероссийский экономический журнал – 2009. - №3. – с.48

[6] Чирихин С.Н. Экономический кризис и монополизм – союз нерушимый // ЭКО: Всероссийский экономический журнал – 2009 - №3.- с. 59.

[7] Абрамов М.Д. О промышленной политике и налоговом регулировании // Свободная мысль. – 2009 - №1. – с.103

[8] Меркулова Ю. Особенности российского отраслевого монополизма // Общество и экономика. – 2009- №4-5. – с.30.