Производство

По оценкам зарубежных экспертов, представленным в исследовании международного фонда IDC Finds, в 2007 г. мировой рынок контрактного производства электроники (рынок EMS) вырос на 17%, достигнув 268 млрд. долл. ODM-производители продемонстри­ровали еще больший рост — 23%, их совокупная выручка составила 180 млрд. долл. Что касается продуктовых ниш, то крупнейшими остаются сегменты производства компьютеров и бытовой техники (36 и 29%, соответственно). Третье место уверенно удерживает промышленная электроника.

Лидирующие позиции на мировом рынке контрактного производства занимают компании из Юго-Восточной Азии, так доля абсолютного лидера рынка, компании Foxconn, составляет 16%, рост в 2007 г. по сравнению с 2006 г. составил 46%. Flextronics, поглотившая Solectron, занимает сегодня 12% рынка. Quanta показала наибольший рост в отрасли — 57% и заняла третью строчку в рейтинге, успех компании принесло производство ноутбуков.

Уверенный рост как рынка EMS-провайдеров, так и рынка ODM-производителей, по мнению экспертов компании Frost&Sullivan, обеспечен, как минимум, до 2013 г.: по прогнозам, рынок EMS-услуг достигнет 387,4 млрд. долл., а рынок ODM-производителей — 219 млрд. долл. Основа роста рынка EMS-провайдеров — дальнейшее проникновение в различные сегменты рынка, где доля контрактных производителей пока не велика, и основ­ные объемы производства обеспечивают поставщики конечной продукции.

Эксперты предсказывают, что преимущества EMS-компаний в области организации производства, цепочек поставок или инженерных решений уже в ближайшей перспективе не смогут обеспечить им стабильного существования, и призывают их диверсифицировать свою деятельность вплоть до прямой кооперации с ODM-компаниями с целью наращивания пакета услуг в виде исследований, разработок, тестирования готовых изделий и т.д. Иначе говоря, чем шире станет комплекс услуг, который контрактный производитель сможет предложить OEM-заказчику, чем грамотнее выстроит он свои цепочки поставок, тем больший доход сможет получить.

Контрактное производство электроники в России стремительно развивается, испытывая не только количественные, но и качественные изменения. Количественные — за счет роста российского рынка электроники в целом, за счет увеличения числа заказчиков и реализуемых ими проектов. Качественный рост обеспечивает неослабевающее давление заказчиков, которые тщательно отслеживают ситуацию на рынке, ужесточая требования по снижению стоимости, сокращению сроков, повышению качества. И это давление не позволяет производителям стоять на месте, вынуждая их конкурировать.

Обобщенно российский рынок контрактного производства можно представить в виде двух пересекающихся областей — область контрактного производства в России и область производства для российских заказчиков.

По оценкам, основанным на исследованиях «ИД Электроника», объем контрактного производства электроники в России для зарубежных заказчиков составляет около 180 млн. долл., рост в 2007 г. — около 20%. Это рынок, на котором доминируют предприятия-резиденты Калининградской особой экономической зоны. Располагая освобождением от уплаты таможенных пошлин на комплектующие и рядом налоговых льгот, они обеспечивают своим клиентам, крупнейшим мировым производителям бытовой электроники (Sony, Philips, Samsung и т. д.) исключительные возможности для снижения стоимости их продукции на российском рынке.

Объем контрактного производства в России для российских заказчиков составил в 2007 г. 200 млн. долл., годовой рост этого сегмента — 33%. В этом сегменте рынка преобладает мелко- и среднесерийное производство телекоммуникационного оборудования, промышленной электроники, систем безопасности, медицинской техники, к нему не относится крупносерийное производство автоэлектроники и счетчиков энергоресурсов. Примерно такой же объем заказов получают от российских заказчиков зарубежные контрактные производители. В этом сегменте преобладает средне- и крупносерийное производство как потребительской, так и промышленной электроники, предназначенной для рынков с высокой чувствительностью к цене изделий.

Перейти на страницу: 1 2