Виды государственного долга
Внешний долг России составляют кредиты иностранных государств, кредиты иностранных коммерческих банков и фирм, кредиты международных финансовых организаций, а также государственные ценные бумаги России в иностранной валюте.
В таблице 5 представлена внешний долг Российской Федерации за 2006 и 2007гг.[6]
Таблица 5
Структура государственного внешнего долга Российской Федерации
| Наименование | 2006 (на 01.01.07) | 2007 (на 01.01.08) | 
| млрд. долларов США | млрд. долларов США | |
| Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые РФ) | 52,0 | 44,9 | 
| Задолженность странам – участницам Парижского клуба | 3,1 | 1,8 | 
| Задолженность странам, не вошедшим в Парижский клуб | 3,3 | 2,2 | 
| Задолженность бывшим странам СЭВ | 1,9 | 1,5 | 
| Коммерческая задолженность бывшего СССР | 0,8 | 0,7 | 
| Задолженность перед международными финансовыми организациями | 5,5 | 5,0 | 
| Еврооблигационные займы | 31,9 | 28,6 | 
| ОВГВЗ | 4,9 | 4,5 | 
| Предоставление гарантий Российской Федерации в иностранной валюте | 0,6 | 0,6 | 
 
 
Диаграмма 4. Государственный внешний долг на 2006 и 2007гг
Если в 2006 году внешний долг Российской Федерации составило 52,0 млрд. долларов США, то в 2007 году внешний долг уменьшилось, т.е. составило – 44,9 млрд. долларов США
Наличие государственного долга предполагает его обслуживание, т.е. текущую выплату по процентам. Расходы на обслуживание госдолга определяются ставкой процента, которая обусловлена совокупным спросом и предложением кредитно-денежных ресурсов. Экономические последствия госдолга можно свести к четырем моментам:
1) Необходимость обслуживать внешний долг, что при крупном его объеме означает существенное сокращение возможностей потребления для населения данной страны.
2) Долг приводит, в определенной мере, к вытеснению частного капитала, что может ограничить дальнейший рост в экономике.
3) Увеличение налогов для оплаты растущего госдолга выступает в качестве антистимула экономической активности.
4) Перераспределение дохода в пользу держателей государственных облигаций.
Необходимость обслуживания долга ограничивает возможности правительства балансировать текущий бюджет или тратить средства, направляемые на обслуживание долга на другие нужды. Хотя с другой стороны, большая часть процесса обслуживания долга (внутреннего) является лишь формой перераспределения, когда средства налогоплательщиков переходят владельцам государственных ценных бумаг.
Обслуживание долга не имеет сколь-нибудь существенной альтернативной стоимости, эффект замещения (вытеснения) существенно влияет на будущее. За счет финансирования дефицита на финансовом рынке остаются недофинансированными какие-то проекты частного сектора, снижаются инвестиции. Именно здесь то и проявляется высокая альтернативная стоимость, как самих заимствований, так и всего процесса обслуживания долга в целом.
