Анализ стадии жизненного цикла отрасли

Отрасль, как и товар, имеет свой жизненный цикл (рис.2.1.), в котором выделяются стадии зарождения отрасли, ее роста, зрелос­ти и спада. В первые

годы изменения в отрасли (инновации) осуще­ствляются динамично, жизненный цикл товаров короток. По мере развития отрасли скорость инноваций

Рис. 2.1. Кривая отраслевого роста

С достижением зрелости темпы роста рынка уменьшаются, конку­ренция возрастает, а прибыльность падает. В последние годы в России стали появляться издания, в которых анализируется конкурентная стратегия отдельных отраслей и входящих в них компаний.

Исходя из модели жизненного цикла, все отрасли можно разде­лить на три группы: инновационные, или развивающиеся, зрелые и отрасли, переживающие спад. Предприятия в этих отраслях имеют схожие стратегии, несмотря на то что могут производить совершенно разные товары. При разработке стратегии перед предприятием любой отрасли встают такие проблемы:

определить, на какой стадии жизненного цикла находится от­расль в данный момент;

установить, можно ли что-то предпринять, чтобы замедлить спад или ускорить подъем. Например, использовать патенты, монополь­ные соглашения или обратиться за помощью к государству.

Т.к. на современном этапе рынок услуг сотовой связи в Ростовской области находится на стадии зрелости, рассмотрим особенности этой стадии жизненного цикла отрасли подробнее.

Характеристики зрелых отраслей представлены на рис. 2.2. М. Портер отмечает следующие особен­ности зрелых отраслей.

1. Замедление роста отрасли означает обострение конкуренции пред­приятий за долю рынка.

2. Фирмы в отрасли повторно продают товар опытным, уже приоб­ретавшим товар покупателям.

3. Больший акцент в конкуренции придается уровню издержек и сервиса (обслуживания) покупателей.

4. Считается, что пройдена высшая точка роста численности пер­сонала и производственных мощностей отрасли.

5. Методы исследований, производства, маркетинга, распределе­ния и сбыта часто подвергаются изменениям.

6. В зрелых отраслях труднее находить новые товары и сферы при­менения существующих (модифицированных) товаров.

7. Усиливается международная конкуренция.

8. Отраслевая прибыль в переходный период часто падает, иногда временно, иногда постоянно.

9. Дилерские скидки (наценки) уменьшаются, но их влияние на взаимоотношения производителя со своими дилерами увеличивается.

Дилеммой предприятий зрелых отраслей является выбор среди базовых стратегий: низких издержек, дифференциации продукции или фокусирования. Однако дифференциация в зрелых отраслях, где товары стандартизованы и их легко можно скопировать, может быть затруднена. А выигрыш за счет внедрения продуктовых или производ­ственных новшеств может быть краткосрочным.

Рис.2.2. Характеристики зрелых отраслей

Оживить развитие зрелых отраслей можно с помощью внедрения новшеств или использования новых смелых стратегий (рис. 2.3.). Напри­мер, рынок домашней аудиотехники в 1980-е годы оценивался как зрелый и даже вступающий в полосу спада, однако организация производства компакт-дисков позволила оживить данный рынок. Пер­спективным является поиск новых сфер использования старых или модифицированных продуктов, как, например, организация произ­водства небольших переносных холодильников. Оживить рынок можно с помощью маркетинговых мероприятий (например, использования новых форм и каналов сбыта, новой оригинальной рекламы) или но­вой ценовой политики. Другим способом оживления рынка является омощь пра­вительства, которое может изменить «правила игры», снизив налоги или предоставив налоговые каникулы, изменив нормы амортизации, введя высокие (запретительные) таможенные тарифы и т. д.

Рис. 2.3. Направления оживления зрелого рынка

Основными опасностями или ловушками в зрелой отрасли явля­ются:

неправильная оценка состояния отрасли, ее зрелости, ключевых факторов успеха и разработка стратегии как для растущей отрасли;

пренебрежение необходимостью поддержания доли рынка, не­дооценка стратегии совершенствования товара, нерациональный от­вет на ценовую конкуренцию;

Перейти на страницу: 1 2