Учреждение юридического лица

Организация (юридическое лицо) считается созданной после ее государственной регистрации, т.е. со дня внесения сведений о ней в единый государственный реестр юридических лиц. Однако прежде чем обратиться в регистрирующий орган учредители должны выполнить необходимые действия по созданию (учреждению) организации:

- решить следующие вопросы: определить наименование и организационно-правовую форму создаваемой организации; место нахождения органа управления; величину уставного капитала, его распределение между учредителями и порядок его формирования (формы и сроки оплаты); схему управления организацией и компетенцию органов управления;

- разработать проекты необходимых учредительных документов;

- провести учредительное собрание (если учредителей более одного), на котором необходимо: заключить учредительный договор или договор о создании организации, утвердить устав (на основе разработанного проекта), а также избрать (назначить) органы управления организацией. Собрание оформляется протоколом, который также представляется в регистрирующий орган вместе с учредительными документами;

- оплатить денежные вклады в уставный капитал, а для неденежных вкладов - провести их денежную оценку и оформить передачу соответствующего имущества.

Порядок выполнения этих действий, набор требуемых документов и их содержание различны для разных видов юридических лиц и определены в соответствующем законе, регламентирующем деятельность данной организации. Кроме того, набор требуемых документов и их содержание может также зависеть от количества учредителей (один или несколько).

Для ряда юридических лиц до государственной регистрации организации требуется оплатить денежные вклады в уставный капитал, а для неденежных вкладов - провести их денежную оценку и оформить передачу соответствующего имущества.

Ранее, до 1 июля 2002 года, документы, подтверждающие вклады в уставный капитал, было необходимо предоставить в регистрирующий орган. Сейчас их предоставлять законом не требуется, но при регистрации дается "подписка", что соблюден требуемый законом порядок оплаты уставного капитала.

Оплата денежных вкладов производится путем внесения соответствующих сумм на специально открываемый временный накопительный счет банка, справка из банка будет предъявляться в регистрирующий орган в подтверждение оплаты.

Временный накопительный счет открывается юридическому лицу для внесения, частично или полностью, уставного капитала организации еще до момента его государственной регистрации. Исходя из общей практики, временный накопительный счет обычно открывается в случае, если организация формирует уставный капитал деньгами для временного аккумулирования денежных средств, хотя такой счет имеет право открыть любое юридическое либо физическое лицо. Счет также может использоваться для поступлений денежных средств из других источников, но при этом снимать деньги и использовать его для расчетов организация не может.

Для открытия временного накопительного счета необходимо предоставить в банк учредительные документы создаваемой организации: устав, учредительный договор (если он есть), протокол учредительного собрания, протокол либо приказ о назначении руководителя и главного бухгалтера.

После открытия временного накопительного счета и внесения денежных средств банк дает справку о внесении денежных средств в счет оплаты уставного капитала.

Внесение неденежного вклада оформляется актом приема-передачи, а его оценка в одних случаях может производиться соглашением самих учредителей, а в других - необходимо проведение оценки у независимого оценщика. Порядок оценки устанавливается соответствующим законом, регламентирующим деятельность организации данного вида.

Внесение вкладов в уставный капитал акционерного общества (АО) производится в форме размещения акций.

В соответствии с новой редакцией Федерального закона "Об акционерных обществах" установлено, что не менее 50% акций (т.е. уставного капитала) должно быть оплачено в течение 3 месяцев с момента гос.регистрации (а не на момент регистрации, как было до 1 января 2002 года).

Для этого - уже после регистрации АО - общее собрание АО принимает решение о выпуске эмиссионных ценных бумаг (акций) - на основании договора о создании АО, затем - производится государственная регистрация выпуска акций, а затем - размещение акций путем распределения среди учредителей (т.е. их оплата).

Перейти на страницу: 1 2