Политика формирования кредитного портфеля и ее влияние на финансовую стратегию предприятия.

Под банковским кредитом понимаются денежные средства, предоставляемые банком взаймы клиенту для целевого использования на установленный срок под определенный процент.

Банковский кредит предоставляется коммерческим организациям на современном этапе в следующих основных видах.

Актуальная информация по факторинговым услугам у нас на сайте.

Основные виды банковских ссуд, предоставляемых коммерческим организациям (приложение 2).

Политика формирования кредитного портфеля предприятия представляет собой часть общей стратегии привлечения заемных средств, заключающаяся в обеспечении необходимого уровня финансирования его производственного развития.

Разработка политики формирования кредитного портфеля предприятия предполагает:

- анализ потребности в заемных источниках финансирования;

- оценку доступности внешних источников финансирования;

- выбор и обоснование наиболее рациональных источников финансирования заемного капитала;

- обеспечение необходимого объема привлечения внешних источников финансирования;

- оценку результатов, достигнутых коммерческой организацией, в сравнении с целями, установленными в финансовом плане.

Разработка политики привлечения банковских ссуд осуществляется по основным этапам.

Доступность является комплексным показателем, включающим в себя оценку множества факторов, которые определяют реальную возможность использования конкретного источника финансирования. Наиболее полная оценка доступности источника финансирования осуществляется путем оценки количественных и качественных показателей. Любые заемные средства (облигации, кредиты, займы и др.) предполагают не только поступления финансовых средств, но и уплату процентов, возвращение основной суммы долга, а также возникновение дополнительных транзакционных издержек, связанных с привлечением заемных источников. Поэтому при оценке количественных показателей доступности мы предлагаем использовать цену источника финансирования (или цену капитала).

По определению цена привлечения капитала – это общая сумма средств, которую необходимо уплатить за привлечение и использование определенного объема финансовых ресурсов, выраженная в процентах к этому объему. В современной отечественной литературе понятие цены капитала иногда характеризуется терминами «затраты на капитал», «издержки капитала», «издержки финансирования капитала», «стоимость капитала» и др. Однако сущность концепции цены капитала не зависит от применяемых терминов и заключается в том, что капитал как фактор производства и финансовый ресурс имеет определенную цену, то есть уровень которой определяется издержками на его привлечение и использование.

Практика показывает, что при расчете затрат, связанных с использованием заемных средств, могут возникнуть трудности с начислением процентов и погашением основной суммы долга, которые не всегда определены заранее, причем предприятия могут одновременно использовать фиксированную и плавающую процентные ставки, простой и конвертируемый долг, долг с образованием фонда погашения и без него. Все эти виды задолженности имеют разную цену, что видно из формулы расчета цены капитала.

К основным способам привлечения кредита предприятием относятся следующие:

- выпуск облигаций;

- банковские ссуды;

- инвестиционный налоговый кредит;

- факторинг;

- лизинг;

- финансирование организаций путем предоставления бюджетного кредита.

Каждый из перечисленных видов заемного капитала имеет свою цену. Основным критерием выбора способы привлечения финансовых ресурсов является их стоимость. Так, для привлечения долгосрочных заемных средств, фирма может взять или долгосрочный кредит или выпустить облигации со сроком погашения. В условиях развитой рыночной экономики срок погашения корпоративных облигаций может достигать 20-30 лет, в условиях российской экономики данный показатель значительно ниже и составляет, как правило, примерно или несколько месяцев, или год. Одним из основных факторов, влияющим на стоимость привлеченных средств, при выборе способа привлечения капитала является налогообложение. Так, при выпуске облигаций эмитент должен принимать во внимание влияние налог на прибыль и налог на операции с ценными бумагами, при получении кредитов фирма учитывает только налог на прибыль, но в данном случае необходимо принимать во внимание и величину налогооблагаемой базы.

Перейти на страницу: 1 2 3