Определение и специфические признаки инфраструктуры

Инфраструктура представляет собой совокупность отраслей, объектов, сооружений, обеспечивающих общие условия производства, необходимые для эффективного развития экономики в целом и повседневного проживания людей на любой территории.

К ней относятся - информатика, электроэнергетика, транспорт, связь, коммунальное обслуживание, а также образование, здравоохранение, социальное обеспечение и т. д. В основе выделения инфраструктуры как крупной сферы экономики лежит различие между особенными и общими условиями производства. К особенным условиям относятся конкретные формы технологического прогресса, присущие в отдельности каждому виду производства, будь оно промышленным или сельскохозяйственным. К общим условия относятся те, без которых не может эффективно функционировать ни одно производство и нормально проживать население. Они не связаны с конкретными видами производства и как бы создают фундамент для всей экономики.

В зависимости от уровня анализа, инфраструктуру можно рассматривать на трех уровнях: микро-, медиум - и макроуровнях.

На микроуровне инфраструктура представляет собой совокупность инженерно – технических сооружений, необходимых для функционирования любой фирмы, независимо от индивидуального технологического прогресса: будь это шоколадная фабрика или автомобильный завод.

На медиумуровне (нередко говорят «мезоуровень») инфраструктура представляет собой совокупность объектов или сооружений, обслуживающих определенную территорию: республика, край, область, город, поселок, село. Это местные системы обеспечения электроэнергией, водой, теплом, связью, профессиональным и народным образованием, здравоохранением и т. д.

На макроуровне инфраструктура представляет собой совокупность общих экономических и социальных условий, обеспечивающих эффективное развитие национальной экономики в целом.

Инфраструктура на макроуровне подразделяется на производственную, социально – бытовую и институциональную.

Производственная инфраструктура – это совокупность отраслей, обслуживающих непосредственно производство любого продукта или услуг: информатика, энергетика, транспорт всех видов, связь и т.д.

Социально – бытовая инфраструктура – это совокупность общих условий, связанных с воспроизводством рабочей силы и повседневной жизнью человека: жилищно-коммунальное хозяйство, образование, здравоохранение, социальное обеспечение и т.д.

Институциональная инфраструктура представляет собой совокупность институтов необходимых для управления экономикой и общественной жизнью. Это организации и учреждения законодательной, судебной и исполнительной власти, обеспечивающие эффективные условия хозяйствования и повседневной жизни.

В зависимости от степени обеспеченности экономики инфраструктурой выделяют три ее типа: опережающий, когда инфраструктурный потенциал больше, чем производственные и индивидуальные потребности, одновременный, или синхронный, когда степень развития инфраструктуры соответствует потребностям экономики, и запаздывающий, когда степень насыщенности инфраструктурными объектами отстает от потребностей экономики.

В узком смысле под инфраструктурой рынка понимают совокупность институтов системы служб, предприятий, обсуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования.

Также у инфраструктуры имеются специфические признаки:

- во – первых, инфраструктура – это сектор экономики общего назначения;

- во – вторых, ей присущ характер коллективного потребления;

- в – третьих, объекты инфраструктуры капиталоемкие, они требуют крупных первоначальных инвестиций. В этой связи нельзя ожидать их одновременного развития.

- в – четвертых, отрасли инфраструктуры – это долго окупаемые отрасли. Их продукция выступает чаще всего в виде недвижимости, например дорога. Дорогу нельзя продать как, скажем, автомобиль. Поэтому издержки на ее строительство окупаются сравнительно длительное время, так как возмещаются не сразу – через разовую продажу, а постепенно – через продажу услуг по заранее установленным тарифам и налоговые сборы. Иначе говоря, фаза «затрата – выпуск» в инфраструктуре представляется иначе, чем в промышленном производстве.

Наконец, инфраструктура непосредственно влияет на процесс производства, хотя находится за его технологическими пределами. Круг инфраструктуры отраслей изменяется. Например, появление таких инфраструктурных отраслей, как производство компьютеров, сотовых телефонов, космических кораблей, а вместе с этим космодромов и т.д., - все это результат научно-технического прогресса. Следовательно, перечень отраслей и объектов инфраструктуры не может быть неизменным, жестко регламентированным для всех этапов экономического развития.