Теоретические основы бизнес-моделирования

В идеале сначала должны быть определены цели и задачи бизнеса, затем разработаны процессы, которые позволят достичь этих целей, а потом уже определяются системы, организации, данные и т.д., которые поддерживают эти процессы. Это может быть сделано достаточно просто для только что образовавшихся компаний, а в работающих не первый год компаниях уже существуют сложные системы и модели данных и зачастую процессы разрабатываются вокруг «сложностей» имеющихся взаимодействующих систем, что, конечно же, не совсем правильно.

Изменения природы бизнеса не предполагают очевидной необходимости использования моделей. Для чего все-таки нужны модели?

Модели бизнеса:

  • вводят точность и методологичность;
  • обеспечивают единственное, последовательное представление;
  • интегрируют процессы, ИТ-системы, оргструктуру, информацию и данные позволяют увидеть и проанализировать существующие взаимосвязи;
  • помогают оценить правильность процессов;
  • обеспечивают иформативную среду для оценки сценариев типа «а что, если?»;
  • создают основу для быстрого проектирования процессов.

Даже в небольших компаниях существует несметное число документов, форм и таблиц, которые показывают, как работает компания, описывают проекты и являются основой для прогнозов в отношении бизнеса. Хотя этого и не видно с первого взгляда, но реально все эти тома документов представляют собой модель бизнеса. Такой подход очень ограничен, так как все документы и таблицы разрозненны и независимы друг от друга, и поэтому трудно найти какую-то связь между ними и показать их взаимодействие. Они не могут создать истинную модель бизнеса, которая была определена выше. Это означает, что вопрос состоит не в том, должны ли вы моделировать свой бизнес, а в том, как и в каком объеме вы должны моделировать свой бизнес.

Ответ на этот вопрос зависит от сложности бизнеса и от той степени автоматизации, которую бы вам хотелось иметь. Невозможно автоматизировать деятельность предприятия, если не понимать, как оно работает. Невозможно иметь сложные интерфейсы взаимодействия с другими предприятиями, если не понимать, что происходит на вашем собственном. Более того, невозможно выжить на стремительно изменяющемся рынке, если нет видения того, как должен развиваться бизнес.

Что такое модель бизнеса? Это всего лишь отражение реальной ситуации, смоделированной с определенной целью и, следовательно, с определенной точки зрения. Какие-то части бизнеса могут быть смоделированы в общем виде, другие потребуют более точного описания, для того чтобы их автоматизировать.

Многие делают ошибку, думая, что если они один раз построили бизнес-модель, то она в точности изображает то, что происходит. Если это и так, то все равно необходимо постоянно обновлять модель с тем, чтобы она была актуальна и деятельность предприятия была синхронизирована с самой последней версией модели. Эффективное моделирование бизнеса, его анализ и проектирование являются основами для любых проектов по организационным изменениям или совершенствованию бизнес-процессов. Поэтому, создавая модель бизнеса, необходимо ответить на вопросы:

  • какова главная цель создания модели?
  • с чьей точки зрения рассматривается бизнес?
  • какая нужна степень детализации?
  • каким образом будет использоваться данная модель (публикации на Web-сайте, анализ, имитационное моделирование)?
Перейти на страницу: 1 2 3 4