Необходимые меры и действия для обеспечения экономической безопасности страны.

Государственная стратегия в области обеспечения экономической безопасности строится на вариантах прогнозов экономического и социального развития страны и ее регионов и должна корректироваться в зависимости от развития событий по тому или иному варианту, а также с учетом определенных временных периодов.

Многовариантная стратегия предоставляет определенные преимущества и, в частности, возможность "переключения" на тот или иной вариант в зависимости от конкретного развития ситуации без принятия экстренных, недостаточно проработанных и взаимоувязанных решений.

При этом должна быть сформирована полноценная система государственного воздействия на экономику, позволяющая осуществлять с наименьшими потерями регулирование важнейших структурных сдвигов и способная взять на себя функцию поддержания экономики страны на безопасном уровне на основе четко определенных границ и критериев (условий) государственного вмешательства в экономику (в частности, границ государственного сектора), а также разработку эффективных методов государственного регулирования.

Государство также не должно допускать, чтобы деятельность хозяйствующих субъектов несла в себе угрозы экономической безопасности и была направлена во вред его гражданам. В этих целях необходимо подготовить и реализовать меры по улучшению предпринимательского климата, увеличению вклада малого и среднего бизнеса в российскую экономику, развитию конкурентоспособности, демонополизации экономики, формированию фондового рынка, рынков земли и недвижимости. Кроме того, следует также принять меры по повышению качества и обоснованности законопроектов на всех уровнях власти и обеспечить соблюдение законности всеми, включая органы государственной власти.

Для поддержания экономической безопасности государство должно предусмотреть:

- проведение институциональных преобразований, способствующих координации действий и сближению стратегии действующих общественных институтов;

- выработку и принятие общих принципов экономического и социального поведения для всех участвующих в хозяйственном процессе сторон за счет их максимальной унификации (сокращение и ликвидация льгот и различных преференций), законодательное ограничение лоббизма;

- контроль за соблюдением этих правил всеми действующими экономическими субъектами и органами государственного управления;

- создание механизма разрешения спорных вопросов и конфликтных ситуаций, возникающих в сфере экономических отношений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти страны;

- организацию обучения кадров современным методам анализа хозяйственной деятельности предприятий и оценки инвестиционных проектов;

- повышение социальной стабильности в обществе и недопущение роста социальной напряженности;

- гармоничное развитие экономических и политических отношений со странами ближнего и дальнего зарубежья с учетом экономических интересов страны.

Соответственно в среднесрочной перспективе должны решаться следующие взаимосвязанные задачи:

- поддержка эффективных и конкурентных производств при последовательном свертывании бесперспективных и устаревших производств;

- развитие инфраструктуры экономики, необходимой для реализации структурных преобразований;

- обеспечение более эффективного экономического использования ресурсов;

- сохранение наиболее ценных элементов накопленного научно-технического потенциала;

- преодоление структурных деформаций, согласование структуры производства и платежеспособного спроса;

- ускорение адаптации предприятий к рыночным условиям;

- диверсификация экспортного потенциала;

- обеспечение повышения экологической безопасности.

Решение этих задач позволит государству устранить одну из главных проблем (угроз) экономической безопасности - неконкурентоспособность большинства отраслей национальной экономики.

Исходя из этого, структурная политика должна реализовываться на макро- и микроэкономическом уровнях по трем основным направлениям, определяющим ориентиры деятельности органов государственной власти по селективной поддержке элементов экономики для обеспечения экономической безопасности государства.

На макроэкономическом уровне

в ходе проведения структурной политики должны решаться следующие задачи:

- повышение совокупного спроса;

- увеличение нормы сбережений и обеспечение условий трансформации накоплений в инвестиции;

- стимулирование перелива всех видов ресурсов из стаг-нирующих секторов в секторы роста;

- увеличение валовых инвестиций;

- стимулирование экспорта;

- регулирование импорта в целях защиты отечественных производителей в рамках общепринятых процедур.

На микроэкономическом уровне

в ходе осуществления структурной политики необходимо решить следующие задачи:

- поддержка и стимулирование развития экономически эффективных предприятий и организаций;

- ликвидация или реорганизация неэффективных экономических структур;

Перейти на страницу: 1 2