Предпосылки создания Стабилизационного фонда РФ

Проведение экономической политики в странах, в значительной степени зависящих от экспорта нефти и других невозобновляемых ресурсов, осложняется рядом принципиальных проблем.

Во-первых, в этих странах возникают эффекты, связанные с так называемой «голландской болезнью». Большой профицит по счету текущих операций платежного баланса имеет своим следствием повы­шение номинального курса национальных валют, в результате чего снижается конкурентоспособность экономики. Попытки замедлить темпы роста этого курса приводят к увеличению объема золотовалют­ных резервов и. следовательно, к дополнительной денежной эмиссии, намного превышающей потребности экономики. В результате денежно-кредитная система становится разбалансированной, ускоряется инф­ляция, растет реальный эффективный курс национальной валюты. В экономиках таких стран существенно возрастают риски, снижается качество проводимой бюджетной и в целом экономической политики, темпы роста ВВП замедляются.

Во-вторых, доходы бюджетов в таких странах, как правило, под­вержены весьма значительным колебаниям из-за непредсказуемой ситуации с мировыми ценами на рынках сырьевых ресурсов. В годы неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры это вызывает необходимость соответствующего сокращения бюджетных расходов, что приводит к серьезным политическим и социально-экономическим последствиям. Так, снижение мировых цен на сырье после ценовых шоков на мировом рынке нефти в 1970-1980-е годы даже поставило под сомнение платежеспособность ряда стран — производителей энерго­носителей и обусловило принятие серьезных мер по ужесточению бюд­жетной политики. В периоды высоких цен на сырьевые товары круп­ные поступления в бюджет, напротив, зачастую стимулируют рост не­эффективных расходов.

В-третьих, помимо колебания доходов и избыточного денежного предложения в странах-экспортерах сырья существует проблема ог­раниченности и невосполнимости запасов природных ресурсов. Это требует рационального использования получаемых доходов в долго­срочном аспекте.

Для решения названных проблем экономическая политика в стра­нах-экспортерах сырьевых ресурсов должна быть направлена на смягчение негативного воздействия внешнеэкономической конъюнк­туры как на бюджет, так и на экономику в целом. Возникает необхо­димость проведения долгосрочной бюджетной политики и стратегии государственных расходов. Для их реализации страны либо изыма­ют сверхдоходы, получаемые вследствие высоких цен на нефть и на­капливают их в качестве остатков на счетах в центральных банках (Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Алжир), либо аккумулируют их в специально созданных фондах невозобновляемых ресурсов (Норвегия, Чили, Кувейт, Оман). В обоих случаях средства, как правило, инвестируются в иностранные активы.

Фонды невозобновляемых ресурсов начали создаваться в 1970-е годы в странах, экономика которых в значительной степени зависит от экспорта тех или иных видов минерального сырья. Общий принцип их функционирования — планирование доходов и расходов бюджета исходя из консервативного прогноза мировых цен на сырье и накоп­ление "сверхплановых" доходов при благоприятных экспортных це­нах.

Общей предпосылкой создания Стабилизационного фонда в Рос­сии явилась высокая зависимость экономики и финансовой системы от внешнеэкономических факторов. По оценкам, в 2005 г. вклад до­бычи, переработки и транспортировки нефти и газа в суммарный ВВП составил 26%, углеводороды обеспечили 59% общей величины экспор­та. Как следствие, основные экономические показатели — темпы эко­номического роста, уровень инвестиций, инфляция, динамика валютно­го курса, финансовые результаты работы предприятий - в значитель­ной степени зависят от внешнеэкономической конъюнктуры [10].

Несмотря на предпринимаемые Правительством РФ меры по диверсификации структуры экономики, ее высокая инерционность не позволяла рассчитывать на кардинальное изменение ситуации в ближайшие три-пять лет. Как следствие, основные бюджетные и макроэкономические параметры в значительной степени зависелит от неустойчивой и трудно прогнозируемой внешнеэкономической конъюнктуры, прежде всего - динамики мировых цен на нефть.

Динамика мировых цен оказывает существенное воздействие на долговую политику государства. В условиях ухудшения мировой конъюнктуры на нефть происходит снижение доверия инвесторов к российским государственным ценным бумагам, что приводит к удорожанию заимствований на финансовом рынке. Таким образом, в отличие от стран с диверсифицированной экономикой для России возможности привлечения заемных средств оказываются ограниченными именно в те периоды, когда заемные средства могли бы частично компенсировать сокращение бюджетных доходов.

Перейти на страницу: 1 2