Источники формирования Стабилизационного фонда РФ

По своему экономическому содержанию стабилизацион­ный фонд должен накапливать все дополнительные доходы, связанные с благоприятной ценовой конъюнктурой на нефть, т. е. такой, при которой фактическая цена превышает базо­вую. Однако реализация такого принципа на практике зат­руднена, так как дополнительные доходы могут возникать не только за счет высоких мировых цен, но и за счет более высоких, чем прогнозировалось при формировании бюдже­та, темпов экономического роста, инфляции, объемов добы­чи нефти, газа и т. п. В этой связи и качестве источников формирования стабилизационного фонда определены отчис­ления дополнительных доходов бюджета, непосредственно зависящих от мировых цен на нефть и нефтепродукты [2].

Источниками формирования стабилизационного фонда являются:

- дополнительные доходы федерального бюджета, образуемые расчетным путем за счет превышения цены на нефть над базовой ценой (27 долл. за баррель);

- остатки средств федерального бюджета на начало соответствующего года за исключением остатков, которые в соответствии с установленным в 2003 г. порядком не подлежали зачислению в финансовый резерв, остатков для покрытия временных кассовых разрывов, а также остатков средств федерального бюджета, подлежащих использованию в соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2004 год» или международными договорами Российской Федерации. В остатках средств федерального бюджета должны учитываться доходы от размещения средств стабилизационного фонда РФ.

При этом для обеспечении прозрачности и четкости фор­мирования источников стабилизационного фонда установлен порядок, при котором и фонд сразу зачисляются и полном объеме доходы от экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, а также на ежеквартальной основе поступлений по налогу на добычу полезных ископаемых при цене на нефть, превышающей базовую цену (27 долл.за баррель).

Ценовая планка в 27 долл. за баррель для НДПИ была выбрана не случайно. До 2006 года эта величина составляла 20 долл. за баррель, однако в связи с продолжающимся ростом цен на нефть в 2005 году было принято решение начиная с 2006 года повысить ценовую планку до 27 долл. за баррель.

Основанием послужили изменения в долгосрочных прогнозах цен на нефть в сторону их повышения, потребность в дополнительном финансировании отдельных статей расходов федерального бюджета, изменение оценки сбалансированности спроса и предложения на денежном рынке. До вступления изменения по величине ценовой планки, она выражала среднюю цену на нефть марки «Юралс» за последние 10 лет. График 2 показывает ежегодную динамику цены на нефть за последние 30 лет и скользящую среднюю с величиной периода 10 лет. Фиксация ценовой планки позволяет застраховать экономику от непредсказуемых изменений мировой экономики.

По результатам исполнения бюджета в отчетном финансовом году стабилизационный фонд должен уточниться с учетом превышения расчетной суммы доходов федерального бюджета в условиях сложившейся фактической цены на нефть над ее среднем значением за последние годы.

Правила перечисления в стабилизационный фонд РФ дополнительных доходов федерального бюджета, остатков его средств на начало финансового года и доходов от размещения средств стабилизационного фонда утверждены Постановлением Правительства РФ от 23 января 2004 г. № 31

Бюджетный кодекс РФ регламентирует порядок определения суммы дополнительных доходов федерального бюджета РФ, подлежащих зачислению в Стаби­лизационный фонд РФ в текущем месяце. Данная сумма складывается из:

- фактических поступлении в федеральный бюджет в текущем месяце средств вывозной таможенной пошлины на сырую нефть, умно­женных на отношение разности действующей в текущем месяце ставки вывозной таможенной пошлины на сырую нефть и расчетной ставки указанной пошлины при базовой цене на нефть к действующей в текущем месяце ставке вывозной таможенной пошлины на сырую нефть:

Перейти на страницу: 1 2 3