Направления использования средств Стабилизационного фонда РФ

Не пользуются поддержкой россиян инициативы потратить Стабфонд на перевооружение армии (6%), улучшение экологии (4%), общенациональные престижные проекты типа Олимпиады (2%), модернизацию электроэнергетики (1%).

На прямой вопрос о поддержке планов правительства осуществить за счет средств Стабфонда досрочную выплату внешнего долга России только 23% опрошенных согласны с таким предложением, поскольку такой шаг не только освобождает следующие поколения от долгового бремени, но и позволяет сдерживать инфляцию внутри страны, снижает возможности для коррупции при расходовании средств фонда. Втрое больше, 61%, полагают, что деньги фонда должны быть направлены на решение внутренних социально-экономических проблем нынешнего поколения. Такое мнение абсолютно доминирует во всех группах по полу, возрасту, образованию, душевым доходам, типу поселения. Особенно много сторонников этой точки зрения в Москве и Санкт-Петербурге (72%), а также среди избирателей КПРФ и «Родины» (72 и 69%), тогда как среди сторонников ЛДПР и «Единой России» их немногим меньше (62 и 57%).

Средства Стабфонда правительство должно хранить в России (в рублях, в отечественных банках, в ценных бумагах российских предприятий, компаний), – считают 76% россиян. Лишь 9% полагают, что эти средства лучше разместить за рубежом. В пользу хранения денег фонда в России высказываются свыше 70% респондентов из всех групп, выделенных по полу, возрасту, образованию, душевым доходам, типу поселения. Доля тех, кто за хранение средств за рубежом, возрастает по мере повышения оценки своего материального положения (с 7% в группе плохо обеспеченных опрошенных до 17% в финансово благополучной группе).

Причем по данным того же опроса большинство людей хотят, чтобы эти деньги работали внутри страны, а не уходили на досрочное погашение внешнего долга страны. Данные приведены в таблице 5 (Приложение Д).

При этом не зависимо от политических пристрастий, уровня доходов, уровня образования подавляющее число опрошенных считает, что если уж и использовать активы Стабилизационного фонда, то использовать их надо в нашей стране, вкладывая в акции, ценные бумаги наших компаний, что показывают данные приведенные в таблице 6 (Приложение Е).

Принципы расходовании средств стабилизационного фонда различаются при благоприятной и неблагоприятной внеш­неэкономической конъюнктуре (цене на нефть).

В случае неблагоприятной конъюнктуры средства фонда могут быть направлены на компенсацию связанных с этим потерь доходов федерального бюджета. В этом случае сред­ства фонда используются для исполнения обязательств, пре­дусмотренных законом о федеральном бюджете на соответ­ствующий финансовый год.

В случае благоприятной конъюнктуры установлен сле­дующий порядок использования средства фонда.

На первом этапе предусматривается осуществлять на­копление ресурсов фонда, позволяющих покрыть в течение 3 лет финансовый разрыв бюджетной системы, образующий­ся при цене на нефть 12 долл./бар. Формирование трехлет­него базового уровня фонда определяется необходимостью реализации задач среднесрочного (трехлетнего) бюджетного плана. Кроме того, в этот срок может быть осуществлена адап­тация бюджетной политики к снижению поступлений дохо­дов во все уровни бюджетной системы, включая пересмотр бюджетных обязательств.

На втором этапе формировании стабилизационного фон­да поступлении средств в фонд сверх базового уровни могут как продолжать накапливаться в фонде, так и использовать­ся на мероприятии, сокращающие будущие расходы федерального бюджета. К таким мероприятиям относятся: заме­щение новых заимствований, досрочное погашение государ­ственною долга, приводящее к минимизации его обслуживания, реализация структурных реформ, позволяющих обеспечить экономию будущих бюджетных расходов.

Расходование средств стабилизационном) фонда должно быть увязано с денежной программой, подготовляемой Банком России совместно с Правительством РФ.

Рассматривая проблемы формирования и использования стабилизационного фонда, следует иметь в виду, что задача обеспечения финансовой стабильности страны не должна быть трансформирована в задачу самодостаточности фискальной позиции федерального бюджета. Сбалансированность феде­рального бюджета не должна быть самоцелью, не должна достигаться любой ценой, даже если это и позволяет в опре­деленной мере снизить долговое бремя государства.

В условиях объективной российской реальности созда­ние стабилизационного фонда как резерва экономики на слу­чай ухудшения мировой конъюнктуры цен на нефть неодно­значно воспринимается экономистами. Многие ведущие эко­номисты страны считают, что это означает крайне неэф­фективное использование того национального дохода, кото­рый создается экономикой страны. По сути же это реальное отвлечение ресурсов из экономики страны на неопределен­ный период (не менее чем на три года) и перевод их в ино­странные ценные бумаги. Иначе говоря, это трансформация собственных финансовых ресурсов, так необходимых сегод­ня стране для экономического роста, в долгосрочные креди­ты для иностранных экономик.

Перейти на страницу: 1 2 3