Местные бюджеты. Утверждение и исполнение местных бюджетов

Формирование и исполнение местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования.

Органы государственной власти гарантируют:

- право представительных органов местного самоуправления самостоятельно определять направления использования средств местных бюджетов;

- право представительных органов местного самоуправления самостоятельно распоряжаться свободными остатками средств местных бюджетов, образовавшимися в конце финансового года в результате увеличения поступления доходов или уменьшения расходов;

- компенсацию увеличения расходов или уменьшения доходов местных бюджетов, возникших вследствие принятия федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, а также иных решений органов государственной власти [23, с. 109].

Формирование местного бюджета осуществляется путем применения единой методологии, государственных минимальных социальных стандартов, социальных норм, устанавливаемых органами государственной власти.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в процессе осуществления бюджетного регулирования и органы местного самоуправления в процессе формирования местных бюджетов руководствуются государственными минимальными социальными стандартами, социальными нормами, нормативами минимальной бюджетной обеспеченности.

В качестве составной части местных бюджетов могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованьями. Порядок разработки, утверждения и исполнения этих смет определяется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования.

Глава муниципального образования, иные должностные лица местного самоуправления несут ответственность за исполнение местных бюджетов в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Органы местного самоуправления представляют отчетность об исполнении местных бюджетов в установленном порядке.

За последние годы на местные бюджеты были переложены дополнительные расходы по финансированию социальной инфраструктуры и ряд других расходов, однако их доходная база не была расширена. Очевидно, что для создания работоспособного местного самоуправления необходимо решить задачу финансового обеспечения этого уровня власти. На практике же за последние 5 лет доля местного самоуправления в доходах консолидированного бюджета РФ сократилась с 28% до 21%, а доля расходов возросла с 29% до 31%.

Таким образом, без закрепления за местными бюджетами реальных размеров доходов, отвечающих потребностям бюджета муниципальных образований, проблему решить невозможно (в настоящее время БК РФ – ст. 60 – закрепил за местными бюджетами в полном размере только государственную пошлину и местные налоги и сборы) [БК].

Очевидно, что в том случае, если бы органы местного самоуправления собирали платежи не вышестоящий, а в свой, местный бюджет, проблем со стимулированием их работы и необходимости их дотирования было гораздо меньше. Только в том случае, если будет проведено разграничение доходов, если за местными бюджетами будут закреплены реальные размеры доходов, можно говорить о финансовой состоятельности местного самоуправления в России.

Мировой опыт свидетельствует, что формирование бюджета, вся экономическая деятельность зоны как автономной хозрасчетной единицы должны основываться на собственном бюджете, формирующимся в частности доходов от налоговых поступлений предприятий, организации и частных лиц, находящихся от таможенных сборов, а так же от собственной предпринимательской деятельности администрации зоны, если таковая будет осуществляться.

Средства государственного бюджета, необходимые для развития инфраструктуры свободно экономических зон (СЭЗ) и других целей, могут быть предоставлены ей, как правило, на условиях долгосрочного кредита, а не безвозмездно. Все финансовые отношения расположенных на территории СЭЗ предприятий с государственным бюджетом опосредуется администрацией и собственным бюджетом зоны, что является важным фактором ее экономической самостоятельности и условием эффективного управления хозяйственной деятельностью, проводимой на ее территории. Такой порядок создает прочную основу для последовательного соблюдения принципа исковой ответственности по своим финансовым обязательствам [23, с.87].

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7