Организационно-экономическая характеристика малого предприятия.

По своей экономической природе предпринимательство неразрывно связано с рыночным хозяйством и является его продуктом. Как свойство хозяй­ственной деятельности внешне оно проявляется в стремлении извлечь дополнительную выгоду в процессе обмена. Экономическая природа предпринимательства характеризуется через его признаки: инициативу, коммерческий риск и ответственность, комбинирование факторов производства, новаторство.

Сектор малого и среднего предпринимательства охватывает различные виды производственной деятельности и типы работ, отвечающих широкому спектру возможностей рынка, что затрудняет какую-либо универсальную систематизацию или готовое сравнение деятельности предприятий, подсекторов или стран.

Экономическая характеристика предприятия.

ОАО «Белнефтехим», общество является юридическим лицом. Общество имеет печать со своим наименованием, фирменную символику, расчетный и другие счета в рублях. Счетов иностранной валюте общество не имеет. Учредителем ОАО “Белнефтехим” является комитет по управлению государственным имуществом РБ. Пакетом Акций в 100% владеет РБ.

Основные виды деятельности:

- Оптовая реализация нефтепродуктов в целях обеспечения нефтепродуктами предприятий, учреждений, организаций;

- Розничная реализация нефтепродуктов, через сеть автозаправочных станций в целях обеспечения владельцев индивидуальных транспортных средств, муниципального городского транспорта, транспорта организаций;

- Оказание услуг по перевалке нефтепродуктов сторонним организациям;

- Производство и реализация резервуаров, металлоконструкций, ТНП;

- Осуществляет торгово-закупочную деятельность, продажу продовольственных товаров.

Основные цели и экономическое обоснование создания малых предприятий.

Так называемая малая экономика – важный сектор полноценного рынка. Без малого бизнеса невозможно становление цивилизованной рыночной экономики.

Целями создания малых предприятий, или предприятий малого бизнеса, являются:

- активизация структурной перестройки экономики;

- насыщение потребительского рынка товарами;

- преодоление отраслевого и регионального монополизма;

- расширение конкуренции;

- создание материальной основы для трудоустройства работников, высвобождающихся с действующих предприятий;

- укрепление экономической базы местных органов власти;

- развитие сел, небольших городов;

- возрождение художественных промыслов;

Сейчас еще рано вести речь об уровне достижения целей, поставленных перед малыми предприятиями, так как в стране они пока малочисленны, хотя налицо положительная динамика развития малого бизнеса. [ 12, c.4 ].

Роль и место малого бизнеса в белорусской экономике трудно переоценить. Малое предпринимательство, располагая всего 3,4% стоимости основных средств экономики РБ, произвело в 1998г. Около 12% ВВП (внутреннего валового продукта) Белоруссии. Полученная малым бизнесом прибыль составляет пятую часть всей прибыли, полученной экономикой страны.

Каждый вложенный в малые предприятия рубль приносит 1,35 рубля прибыли, в то время как в целом по экономике – 0,73 рубля.

Способствует развитию предпринимательства постановление правительства о сокращении числа видов деятельности, на ведение которых требуются лицензии. В 2001г. Подлежало лицензированию 70 отдельных видов деятельности вместо 141. Можно работать без лицензии в торговле (кроме торговли подакцизными товарами), в бытовом обслуживании, в полиграфическом и издательском деле, в производстве отдельных видов стройматериалов и ряде других. В Гражданском кодексе РБ предусмотрена возможность создания объединений малых предприятий.

Перейти на страницу: 1 2