Основные этапы управления качеством

В современной теории и практике управления качеством выделяют следующие пять основных этапов.

1. Принятие решений «что производить» и подготовка тех­нических условий.

2.Проверка готовности производства и распределение ор­ганизационной ответственности.

3. Процесс изготовления продукции или предоставления услуг.

4. Устранение дефектов и обеспечение информацией обрат­ной связи в целях внесения в процесс производства и контроля изменений, позволяющих избегать выявленных дефектов в бу­дущем.

5. Разработка долгосрочных планов по качеству.

Осуществление перечисленных этапов невозможно без взаимо­действия всех отделов, органов управления фирмой. Такое взаимо­действие называют единой системой управления качеством. Это обеспечивает процессный подход к управлению качеством.

Рассмотрим более подробно содержание этапов управления качеством.

На первом этапе качество означает ту степень, в которой то­вары или услуги фирмы соответствуют ее внутренним техниче­ским условиям. Этот аспект качества называют качеством соот­ветствия техническим условиям.

На втором этапе оценивается качество конструкции. Каче­ство может отвечать техническим требованиям фирмы на конст­рукцию изделия, однако сама конструкция может быть как вы­сокого, так и низкого качества.

На третьем этапе качество означает ту степень, в которой работа или функционирование услуг (товаров) фирмы удовле­творяет реальные потребности потребителей.

Товары фирмы могут соответствовать внутренним техниче­ским условиям (этап первый); сама конструкция изделия может быть выдающейся (этап второй); а услуга или изделие могут не подходить для удовлетворения конкретных нужд потребителя. Мы рассмотрели содержание трех основополагающих этапов, которые одинаково важны. Любая недоработка в любом из них может создать проблемы с качеством.

Система управления качеством продукции опирается на сле­дующие взаимосвязанные категории управления: объект, цели, факторы, субъект, методы, функции, средства, принцип, вид, тип критериев и др.

Под управлением качеством продукции

понимают постоянный, планомерный, целеустремленный процесс воздействия на всех уров­нях на факторы и условия, обеспечивающий создание продукции оптимального качества и полноценное ее использование.

Управление качеством рассматривается как корректирующее воздействие на процесс формирования качества в производстве и проявление его в потреблении.

Управление качеством — органическая часть общего управ­ления производством и одна из его ветвей дерева целей.

Из этого определения следует, что уровень качества продук­ции должен устанавливаться, обеспечиваться и поддерживаться. Это означает, что управление качеством направлено на регули­рование всех этапов жизненного цикла и предусматривает:

• техническую подготовку производства;

• входной контроль;

• процесс изготовления продукции;

• организацию, мотивацию и оплату труда;

• учет и финансовую деятельность;

• контроль качества работы и продукции;

• послепродажное обслуживание в эксплуатации.

Основными задачами управления качеством являются:

• изучение рынка сбыта;

• изучение национальных и международных требований к выпускаемой продукции;

• разработка методов и средств воздействия на процессы исследования, проектирования и производства;

•сбор, анализ, хранение информации о качестве продукции.Процесс управления качеством продукции состоит из сле­дующих

операций:

• разработка программы управления, планирования и по­вышения качества продукции;

• сбор и анализ информации о любом объекте, влияющем на качество;

• выработка управленческих решений по управлению каче­ством и подготовка воздействий на объект;

• выдача управленческих решений;

• анализ информации об изменениях качества объекта, ко­торые вызваны управленческими воздействиями.