Классификация факторов, влияющих на управление качеством.

Управление качеством представляет органичное сочетание экономических, правовых, организационных и других факторов, влияющих на качество, которые подразделяются на формирую­щие, обеспечивающие, стимулирующие, внутренние, внешние, функциональные и системные.

К факторам, формирующим качество продукции, относятся: качество исходного сырья, материалов и комплектующих изде­лий, конструкция изделия, качество технологических процессов. К факторам, обеспечивающим сохранность качества, относят­ся: соответствующая маркировка, упаковка, рациональные усло­вия доставки, хранения, профилактика и уход в процессе экс­плуатации.

К факторам, стимулирующим производство продукции высокого уровня качества, относятся: улучшение социально-экономических условий работы, отдыха, быта, медицинского обслуживания, пре­доставление льгот и привилегий персоналу и т. д.

Следующая группа факторов, влияющих на качество, делит­ся на объективные и субъективные.

К объективным факторам относятся:

• внедрение НТП;

• качество проектной и нормативно-технической докумен­тации;

• безотказность и бесперебойность работы оборудования и инструмента;

• уровень стандартизации, унификации и типизации;

• дизайн, эстетизация.

К субъективным факторам качества относятся:

• квалификация, мастерство и опыт персонала;

• культура труда и производства;

• санитарно-гигиенические условия труда;

• психофизические условия труда;

• материальное и моральное стимулирование и мотивация труда;

• соблюдение трудовой и технологической дисциплины.Не меньшее значение для выявления факторов на качество продукции имеет деление их на внутренние и внешние.

К внутренним относятся факторы, зависящие от деятельно­сти предприятия. Их можно классифицировать в следующие группы: технические, организационные, экономические и соци­ально-психологические.

К внешним факторам, формирующим качество продукции, относятся:

• требования рынка (потребление);

• нормативная документация;

• конкуренция;

• имидж предприятия среди покупателей продукции.

К функциональным относятся факторы, затрагивающие задачи одной из функций управления качеством и не требующие зна­чительных структурных изменений системы управления.

К системным относятся факторы, затрагивающие задачи не­скольких функций управления качеством и требующие пере­смотра и внесения изменений в содержание элементов системы. Системные и функциональные факторы позволяют оценивать последствия и степень влияния их на качество.

Все перечисленные факторы тесно связаны между собой, но степень их влияния на качество не одинакова. Поэтому при оценке и степени их влияния необходимо проранжировать и отдать приоритет тем, которые в наибольшей степени оказыва­ют влияние на качество продукции. Такое деление позволяет с наименьшими затратами более рационально и эффективно управлять качеством продукции.