Этапы развития системы управления качеством

Реализация многих перечисленных направлений и их взаи­модействие решается системой управления качеством.

Система управления качеством разрабатывается с учетом конкретной деятельности предприятия и обеспечивает проведе­ние определенной политики в достижении поставленных целей. Масштабы системы качества должны соответствовать задачам и целям обеспечения качества.

Таким образом, система управления качеством продукции — это способ организации эффективного взаимодействия управ­ляющих и исполнительных подразделений и конкретных лиц, участвующих в создании, изготовлении, использовании и сер­висном обслуживании продукции с целью придания ей свойств, обеспечивающих удовлетворение определенных потребностей и запросов потребления при минимальном расходовании всех ви­дов ресурсов и средств.

Система управления качеством продукции

представляет собой

совокупность управленческих органов и объектов управления, меро­приятий, методов и средств, направленных на установление, обеспе­чение и поддержание высокого уровня качества продукции.

В приведенном определении подчеркивается необходимость создания организационной структуры для управления качеством.

Организационная основа управления качеством создавалась в несколько этапов.

1. Прежде всего, была разработана программа специального обучения работников. При этом для каждой из десяти категорий работников завода (от руководителей верхнего звена до контро­леров ОТК и рабочих) были разработаны подпрограммы обуче­ния, учитывающие специфику соответствующей группы.

После этого путем сравнительного анализа действовавшей на заводе КС и системы качества по модели стандарта ИСО 9002 подготовлены предложения по решению всего комплекса задач, связанных с созданием системы качества по модели ИСО 9002.

Эти предложения рассматривались на заседаниях специально созданного и возглавляемого генеральным директором Коорди­национного совета по качеству.

В состав Координационного совета по качеству вошли все руководители предприятия. Началось формирование основы системного управления качеством.

2. Была создана служба качества во главе с заместителем ди­ректора по качеству, насчитывавшая около 500 человек (долж­ность введена вместо должности заместителя директора — на­чальника ОТК). В состав службы качества вошли специально созданный отдел управления качеством и стандартизации, а также ранее действовавшие подразделения ОТК.

Основным подразделением службы качества стал состоящий из 17 человек отдел управления качеством и стандартизации, который готовил все документы на Координационный совет по качеству и отвечал за реализацию принимаемых решений. Кро­ме того, отдел отслеживал и координировал документы, разраба­тываемые в других подразделениях. Органом, принимающим решения, стала постоянно действующая комиссия по качеству.

В состав ОУКС вошли три подразделения.

• Бюро разработки документации, которое координирова­ло разработку всех документов, необходимых для нормального функционирования системы качества;

• Бюро аудита, осуществлявшее внутренний аудит системы качества по определенной программе;

• Бюро стандартизации, которое стало вести все норма­тивные документы предприятия.

3. Был создан отдел маркетинга, подчиненный заместителю директора по экономике, который получил статус первого за­местителя генерального директора.

4. Было создано подразделение, осуществлявшее специальную тех­ническую приемку продукции, которое было подчинено бюро аудита.

5. Стали проводиться дни качества.

6. Была разработана матрица распределения обязанностей в системе качества, которая позволила привлечь подразделения и их работников к системному управлению качеством.

Многие российские предприятия научились в непростых ус­ловиях переходной экономики производить продукцию высо­чайшего качества. В этом огромная роль принадлежит командам и группам профессионалов, которые обеспечили реализацию стратегии лидеров.