Специфика потребностей жителей Российской Федерации.

Отметим, что для простоты картины было взято три основные действующие лица хозяйственной системы; разумеется, внутри каждой из групп хозяйствующих субъектов есть значительные различия. Так, в раздел «фирмы» попали и естественные монополисты и совершенно незначительные с точки зрения объема поставок продукции на отраслевой рынок предприятия; общее, что их роднит, — стремление к получению максимально возможного в данных условиях дохода (сознательно указываем здесь доход, а не прибыль, так как речь идет именно о нем, зачастую неотраженном в балансовых документах предприятия) при использовании всех возможных способов уклонения от налогов. Последние варьируются от получения льгот по налогообложению до создания фирм-однодневок, аккумулирующих финансовые средства предприятия и возрождающихся через определенные промежутки времени под другой вывеской.

Безусловно, адаптационные процессы, протекающие в современной хозяйственной системе России отражаются на механизме формирования общественных потребностей. Влияние их сказывается на процессе формирования общественных потребностей следующим образом:

1) потребности реального сектора экономики реализуются далеко не в полном объеме, что ведет к:

— деиндустриализации;

— снижению качества рабочей силы (включая процессы ее люмпенизации, деградации специалистов различных отраслей народного хозяйства, вынужденных уйти с предприятий в челночный бизнес и т.п. и уже не стремящихся и не желающих вернуться к прежней профессии);

— натурализации экономики;

— стремлению предприятий решать исключительно текущие задачи, не разрабатывая планы перспективного развития (и не имея на это никаких средств);

— уклонению в различных формах от уплаты налогов со стороны хозяйствующих субъектов;

2) преобладающее развитие получают финансовые потребности, поскольку их реализация приносит существенный доход, намного превосходящий доходы, получаемые в реальном секторе экономики;

3) реализация прогрессивных потребностей общественного развития (таких, как усиление планомерности на макроуровне, социализация всех сфер общественной жизни, в том числе сферы образования, адекватной переходу к информационному обществу) сознательно блокируется различными субъектами регулирования, как внутренними, так и внешними;

4) происходящие изменения в общественном сознании ведут к регрессу в области формирования потребностей индивидов вне сферы профессиональной деятельности, что находит отражение в:

— в общем снижении культурного и образовательного уровня населения, так, по официальным данным, в России более миллиона детей школьного возраста не посещают учебные заведения, являются беспризорниками; повсеместно заметно снижена культура разговорной и литературной речи и т.д.;

— культивировании различными средствами массовой информации примитивистских форм удовлетворения потребностей (примером подобного культивирования являются чавкающие герои рекламных роликов, крепко сжимающие в кулаке очередной шоколадный батончик; рекламные находки типа «оттянись», «не дай себе засохнуть» и т.д. и т.п.);

— закреплении в общественном сознании представлений о «новых героях нашего времени», имеющих следствием изменения в образе жизни, соответственно в сфере потребления, для значительной группы населения, ориентирующейся на их потребительские стандарты (сюда относятся формы проведения досуга, различные представительские расходы, стереотипы потребительского поведения и т.д.).

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6