Инвестиции в нефтедобыче

В структуре валового притока ИПИ по видам экономической деятельности основные вложения прямых инвестиций по-прежнему осуществлялись в деятельность по проведению геологической разведки и изысканий, на которую пришлось 41,9% от суммы валовых поступлений ИПИ (40,3% в 2007 г.), добычу сырой нефти и природного газа – 22,2% (31,6%), а также в финансовое посредничество – 15,7% (2,9%).

В целом за отчетный период приток ИПИ в нефтегазовую отрасль республики превысил 8,2 млрд. долл., что на 5% больше чем в аналогичном периоде 2007 г.

Привлечение инвестиций и развитие специальных экономических зон. Краткий анализ текущей ситуации. За период с 1993 года, включая 9 месяцев 2009 года, в экономику страны было привлечено 102,9 млрд. долларов США прямых иностранных инвестиций (далее – ПИИ), в том числе в несырьевые сектора экономики - 14,6 млрд. долларов США (14,2 % от общего объема).

Среди факторов, негативно влияющих на привлекательность многих перспективных для Казахстана секторов экономики ключевыми являются следующие:

низкая емкость внутреннего рынка;

отдаленность от крупных рынков сбыта и отсутствие удобной логистики влекут значительные расходы на транспортировку товаров;

относительно высокая стоимость рабочей силы при нехватке высококвалифицированных кадров и отсутствие соответствующей инфраструктуры;

отсутствие централизованной системы по работе с инвесторами, в том числе с иностранными, а также недостаточно эффективные меры государственной поддержки инвестиций.

В Казахстане в условиях роста потребности общества в объектах инфраструктуры и качественного предоставления ими услуг, увеличения морального и физического износа основных средств и отсутствия у государства достаточных финансовых ресурсов на обновление и создание объектов инфраструктуры, использование механизмов ГЧП (государственно-частного партнерства) может обеспечить выполнение задач в отраслях традиционной ответственности государства, позволит реализовать и развивать потенциал частных инвесторов и привлечь средства институциональных инвесторов.

Опыт реализации первых концессионных проектов в Казахстане свидетельствует о возможности привлечения значительных инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры посредством использования механизма ГЧП.

Несмотря на наличие опыта реализации концессионных проектов необходимо работу по:

1) привлечению частных инвестиций в отрасли традиционной ответственности государства;

созданию благоприятных условий для инвесторов и кредиторов при инвестировании в капиталоемкие объекты (инфраструктурные, энергетические и др.);

3) внедрению эффективных методов управления объектами государственной собственности жилищно-коммунальной сферы путем привлечения частного капитала.

Основная задача - создание привлекательных условий для прямых инвестиций в несырьевые экспортоориентированные и высокотехнологичные производства, а также развитие инфраструктуры.

Стратегия действий. Одним из основных инструментов форсированного индустриально-инновационного развития будет привлечение прямых инвестиций.

Наряду с мерами по созданию общего благоприятного инвестиционного климата будут созданы специальные условия для крупных и транснациональных компаний по реализации проектов на территории Республики Казахстан.

Для этого предполагается создание целостной системы по привлечению прямых инвестиций, которая будет включать как комплекс стимулирующих мер, так и институциональные механизмы работы с иностранными инвесторами.

Предусматривается применение следующих мер по стимулированию инвестиций.

1. Для инвестиционных проектов в приоритетных отраслях экономики:

инвестиционные преференции, предусматриваемые Законом Республики Казахстан «Об инвестициях»;

специальный порядок выдачи въездных виз для иностранных специалистов на оперативной и безвозмездной основе.

2. Для инвестиционных проектов, реализуемых на территориях СЭЗ:

особый порядок налогообложения с учетом лучшей мировой практики. Льготы будут предоставляться предприятиям, отобранным по критериям, определенным настоящей Программой;

особый механизм в отношении ввоза иностранной рабочей силы.

3. По наиболее крупным и приоритетным инвестиционным проектам с участием признанных иностранных инвесторов, транснациональных компаний будут заключаться отдельные инвестиционные соглашения, предусматривающие особые меры государственной поддержки:

налоговые льготы и преференции;

обеспечение минимального долгосрочного государственного заказа и заказа национальных компаний;

другие финансовые и нефинансовые меры стимулирования[10].

Решение по данным мерам поддержки в рамках инвестиционных соглашений будут приниматься на уровне Правительства.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5