Категории малого и среднего бизнеса

Бизнес - это совокупность деловых отношений предприимчивых людей в целях удовлетворения спроса потребителей и получение прибыли. Бизнес может осуществляться лицами или организациями по извлечению природных благ, производству или приобретению и продаже товаров или оказанию услуг в обмен на другие товары, услуги или деньги. Иными словами, бизнес означает любое занятие, дело, приносящее доход. Человек занимающийся бизнесом, является бизнесменом.

С понятием «бизнес» тесно связано «предпринимательство». Нередко их употребляют как синонимы, однако содержание этих понятий имеет существенное различие.

Для предпринимательства характерны нахождение новых, более эффективных способов использования ресурсов, гибкость, постоянная самообновляемость. Предприниматель - это человек поиска и реализации новых возможностей для разработки о освоения товаров, услуг, нахождения лучших способов обслуживания потребителей, новых форм приложения капитала.

Характерно определение предпринимателя, данное известным экономистом Й. Шумпетером: «Быть предпринимателем – значит делать не то, что делают другие… и не так, как делают другие»[2]. Следовательно, предпринимательство отличается от обычного бизнеса, под которым понимается рутинная, однообразная деятельность с целью получения прибыли. Например, установка еще одной палатки по продаже напитков или других товаров является бизнесом, но здесь нет предпринимательства. Хотя довольно часто бизнес осуществляется на основе предпринимательства и предпологает предпринимательский подход в организации дела.

Таким образом, понятие «бизнес» шире понятия «предпринимательство» и не только по своему содержанию, но и по составу участников, ибо он охватывает отношения между всеми участниками рыночной экономики и включает действия не только бизнесменов, но и потребителей, наемных работников, государственных структур.

Мир предпринимательства, бизнеса устроен по своим особым законам. Он полон неожиданностей, неудач и конфликтов. Преуспеть в этом мире может только тот, для кого предпринимательство – это сама жизнь, определенный образ жизни, мышления, способ взаимодействия с людьми, организациями. Финансами, информацией. Ни водном университете не научат страстно желать завести свое дело, стать хозяином своей жизни, сохранять веру в себя и свой бизнес при промахах, конфликтах, предательств, банкротств.

Бизнесмен должен стать лидером, чтобы привлечь к себе людей, внушить им веру в успех, суметь поддержать в неудачах и безденежье. Сегодня справиться с серьезным делом можно, только имея команду единомышленников, людей объединенных общей идеей.

Следует отметить, что бизнесом может заниматься и мелкий собственник, и управляющий акционерным обществом, и арендатор, и рабочий. Начать свое дело может как отдельное лицо, так и группа людей (коллективное предпринимательство).

Цели бизнеса – это те ключевые результаты, к которым стремится предприятие в своей деятельности на протяжении достаточно длительного времени. Цели бизнеса в зависимости от его характера, степени развития и состояния могут быть различными. Важнейшие из них следующие: получение прибыли, накопление необходимых средств для развития бизнеса, предоставление необходимых обществу товаров и услуг, достижение передовых позиций на рынке, достижение передовых позиций на рынке, в отрасли, оптимальное удовлетворение спроса потребителей, оптимальное удовлетворение спроса потребителей, предоставление возможности своим сотрудникам реализовывать себя.

Система бизнеса включает субъекты деловых отношений, инфраструктуру бизнеса, системы управления (менеджмента) изучения контрагентов (маркетинг), оценки деятельности (деньги) и обладает собственными внутренними импульсами развития (конкуренция)[3].

Субъектами бизнеса выступают: предприниматели, потребители, работники по найму, государственные структуры. Основой их взаимодействия является принцип взаимовыгодности сторон.

В зависимости от масштабов деятельности различают малый, средний и большой бизнес. В качестве критерия отнесения предприятия к одной из вышеперечисленной категорий обычно используют численность работающих: 1) Малое предприятие – с численностью работающих до 100 человек; 2) Среднее – от 100 до 500 человек; 3) Крупное – более 500 человек.

Каждая группа предприятий имеет свои внутренние интересы, определяющие стратегию их экономического поведения, отношению к государству и проводимой им политике.

Крупный бизнес в основном определяет экономическую и техническую мощь страны. Масштабное производство в значительной степени ориентируется на массовый, относительно однородный спрос. Выпуск больших партий стандартной продукции.

Перейти на страницу: 1 2