Классификация товарооборота предприятия и характеристика его отдельных видов.

Товарооборот торгового предприятия осуществляется в различных видах и формах.

В зависимости от специфики операции купли – продажи товаров в составе

товарооборота торгового предприятия выделяют его следующие виды.

1. Розничный товарооборот, который характеризует объемы продажи

непосредственно населению, потребительских товаров, для собственного использования.

2. Оптовый товарооборот, который характеризует выручку от продажи

потребительских товаров, которые прошли определенную

техническую обработку на данном предприятии (хранение, оптовая

рассортировка, транспортирование, предпродажная подготовка и

др.), разным оптовым покупателям для последующей реализации

конечным потребителям.

Оптовая реализация товаров может осуществляться в следующих формах: Оптовый региональный товарооборот – продажа товаров оптовым покупателям своего региона.

Межрегиональный товарооборот - реализация товара оптовым покупателям других регионов.

Внешнеторговый товарооборот – продажа товаров оптовым покупателям других стран.

3. Торгово-посреднеческий товарооборот, который определяется

объемом посреднических операций купли – продажи потребительских

товаров без каких-либо технических обработок на данном торговом

предприятие розничными или оптовыми покупателями.

В составе торгово-посреднеческого оборота выделяют:

Оборот на биржевом рынке, то есть посреднические операции купли

– продажи товаров на различных товарных, специализированных или

универсальных биржах, через образованные брокерские конторы или

брокерские места.

Оборот на внебиржевом рынке, в состав которого включают объем

посреднических сделок, которые были составлены вне товарных

бирж с отечественными или зарубежными участниками.

Оптовая реализация товаров осуществляется в разнообразных формах

розничного товарооборота:

1. В зависимости от организационных форм продажи потребительских

товаров подразделяется на:

- Товарооборот торговой сети. В составе которой выделяется:

1) Товарооборот розничной торговли, который осуществляется через специально организованную торговую сеть (магазины, киоски, палатки, аптеки, АЗС и т.д.).

2) Товарооборот предприятий общественного питания

(столовые, кафе, бары, рестораны и т.д.).

- Продажи вне торговой сети населения товаров

собственного производства, закупленных «на стороне», или полученных по бартеру. (4,135)

2. В зависимости от состава конечных потребителей выделяют такие

формы розничного товарооборота как:

- Продажи непосредственно населению.

- Продажа товаров со специализированной торговой сети

отдельным категориям организаций и предприятий в порядке мелкого опта.

3. В зависимости от формы денежных расчетов выделяют:

- Реализация товара за наличку: деньги, полученные

непосредственно от покупателя или перечисленные из

специальных расчетов вкладчиков (физических особ) по их поручению;

- Расчетные чеки учреждений, банков;

- Продажу товаров по безналичному расчету.

4. В зависимости от сроков расчета за реализованные товары в составе розничного товарооборота выделяют:

- Продажа товаров с немедленной оплатой;

- Продажа товаров в кредит с отсрочкой платежа на установленный термин или путем осуществления согласованных периодических платежей. Независимо от времени оплаты денег розничный товарооборот определяется

в ценах фактической реализации на момент передачи товаров покупателям.

5. В зависимости от характера реализованных товаров в составе

товарооборота выделяют:

- Продажа новых товаров;

- Продажа товаров, которые были в использовании – скупленных у населения, принятых торговыми

предприятиями от населения на комиссию. (11,341)

При осуществлении скупки товаров у населения предприятия оплачивают их

стоимость по согласованным ценам на момент передачи товаров или в

согласованный термин. Товар, который скупается, переходит в собственность предприятия и реализуется предприятием от своего имени.

При принятии товаров на комиссию торговое предприятие исполняет

услуги, относящиеся к их реализации за комиссионное вознаграждение (в

процентах от цены товаров). В случае не реализации на протяжении 30 дней комиссионных товаров, они подлежат уценению или возвращению комитету с отчислениями торговому предприятию затрат за хранение непроданных товаров. (9,106)

Состав отдельных форм и видов розничного товарооборота

Перейти на страницу: 1 2