Особенности бюджетного дефицита в современной России.

Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:

· первый уровень - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

· второй уровень - бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов - 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

· третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).

Консолидированный бюджет РФ - это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированный бюджет даёт полное представление обо всех доходах и расходах региона или Федерации в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей. [3, стр. 233]

Бюджет Российской Федерации является консолидированным.

Таблица 1 - Дефицит и профицит консолидированного, федерального и территориальных бюджетов Российской Федерации (% к ВВП)

[7, стр.263]

Год

1998

1999

2000

2001

2002

2003

Федеральный бюджет

Дефицит (-)

Профицит (+)

-3,2

-1,1

2,4

2,9

1,4

1,7

Территориальный бюджет

Дефицит (-)

Профицит (+)

-0,3

0,0

0,5

0,0

-0,4

-0,4

Консолидированный бюджет

Дефицит (-)

Профицит (+)

-3,6

-1,1

2,5

2,9

1,0

1,4

По данным этой таблицы мы видим, что бюджетный дефицит в нашей стране наблюдается только до 2000 года. Затем происходит постепенный его рост, что характеризуется успешной экономической политикой государства по устранению бюджетного дефицита.

Но на территориальном уровне наблюдается не эффективность работы бюджетных программ, так как основной упор делается на федеральный бюджет, который в большей степени влияет на экономическую стабильность всей в стране в целом. Это несовершенство государственного управления может привести к нестабильности бюджетной системы в стране.

Структура доходной и расходной статей федерального бюджета (без бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов) выглядит следующим образом (см. приложение 3)

Кассовое исполнение бюджета равно сумме израсходованных распорядителями бюджетных средств, т. е. без учета средств, оставшихся на их счетах.

Из приложения следует, что профицит в нашей стране за 2003 год составил 1,7%. Внешнее финансирование уменьшилось на 2,2%, а внутреннее наоборот увеличилось на 0,5%. Общее финансирование упало на 1,7%. В целом это благоприятная обстановка для бюджетной системы нашей страны. Дальнейшая политика такого плана через некоторое время сможет стабилизировать экономическую политику страны и уменьшить вероятность бюджетного дефицита.

Наличный научно-производственный потенциал позволил нашей стране выйти на ежегодный не менее чем шестипроцентный прирост ВВП, что ведет к сокращению бюджетного дефицита (см. таблицу 2) при условии проведения государством целенаправленной бюджетной политики, предусматривающей структурную перестройку и модернизацию экономики на современной технологической основе, многократное повышение инвестиционной активности. Последнее должно выражаться в не менее чем 20-процентном годовом приросте инвестиций; в противном случае выбытие производственных мощностей будет существенно превышать ввод новых, и сжатие производственного потенциала страны продолжится. Объективные возможности увеличения капиталовложений ныне значительны: объем сбережений, формирующихся в российской экономике, в полтора раза превышает объем инвестиций, что вкупе с резервами, связанными с ликвидацией утечки капитала и потерь от долларизации экономики, создает потенциальную основу для примерно трехкратного их роста.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5