Введение

С развитием экономических отношений в нашей стране остро встала задача и проблема финансового контроля экономических субъектов экономики. Одна из функций аудита и есть контроль финансово-экономической деятельности экономических субъектов. Но в нашей стране аудит ещё не “стал на ноги”, это связано с различными проблемами, такими как: отсутствие должного законодательства (ещё нет закона об аудите), нет должных (полностью регламентирующих) стандартов по проведению аудиторской проверки, нет предписаний в случае непредвиденной ситуации, непонимание необходимости аудита у администрации предприятий и т.д.

Поэтому на аудитора ложится большая ответственность по проведению и правильному освещению финансовой деятельности предприятий. В связи с этим возникают у аудиторской фирмы (самостоятельного аудитора) различные риски, связанные с различными этапами проведения аудиторской проверки. К примеру, возникают риски: при сборе информации о различных ценностях, правдивости ответов персонала на заданные вопросы и т.д.

Важно правильно квалифицировать все аудиторские риски для необходимого снижения их как до начала проверки, так и во время её. Особый подход должен быть при составлении аудиторского заключения.

Концепция аудиторского риска, появившаяся в теории аудита в середине 80–х годов, ознаменовала начало нового этапа аудита, связанного не только с исследованием организации и методики ведения бухгалтерского учета и оценкой системы внутрихозяйственного контроля на проверяемом предприятии, но и разнообразных рисков, которым подвержена деятельность учетных работников и аудиторов. Невозможность детальной сплошной проверки в условиях многочисленных и сложных для адекватного отражения в учете хозяйственных операций и широкое применение в связи с этим выборочных методов требует совершенствования методик рискоориентированного аудита, составляющего в настоящее время одно из перспективных направлений развития данной профессии. Практической целью анализа аудиторского риска, рассматриваемого как математически выраженной вероятности неотражения сути и существенности искажений, присутствующих в бухгалтерской отчетности, в тексте аудиторского заключения, становится разработка методического аппарата, позволяющего удержать величину аудиторского риска под контролем при выполнении аудиторских процедур. Основой этого аппарата является модель приемлемого аудиторского риска – субъективно установленного уровня аудиторского риска, который готов принять на себя аудитор.

В мировой практике аудиторской работы принято считать приемлемым уровнем аудиторского риска уровень при котором погрешности аудита не могут оказать существенного отрицательного влияния. По мнению большинства аудиторов этот уровень не должен превышать 5%. Из соображений этики аудитор стремится еще более снизить его, насколько это экономически целесообразно в условиях договора, заключаемого с клиентом, поскольку меньший уровень приемлемого аудиторского риска соответствует большим временным и стоимостным затратам на аудит. При отсутствии у аудитора уверенности в способности определения им существенных искажений в течение предполагаемого времени, требуемого для аудита, ему следует расценить аудиторский риск как неприемлемый и отказаться от проведения аудита.

Обычно величина приемлемого аудиторского риска устанавливается на постоянном уровне для всех сегментов отчетности. Это связано с тем, что факторы, влияющие на эту величину, почти всегда связаны со всем аудитом. К таким факторам относятся:

Степень доверия внешних пользователей к финансовой отчетности.

Понижение уровня приемлемого аудиторского риска необходимо, когда внешние пользователи (инвесторы, банки, кредиторы и т.д.) в большей степени полагаются на достоверность финансовой отчетности или отражении в аудиторском заключении сути и существенности всех искажений, поскольку в противном случае им грозит значительный убыток. Аудитор должен разделить с пользователями риск искажения информации сравнительно большей ценности, провести больший объем работы, соответствующий установлению пониженного уровня приемлемого аудиторского риска. Повышенное внимание внешних пользователей проявляется при влиянии следующих факторов:

Перейти на страницу: 1 2