Понятие и виды инновационных стратегий

Действует также пакет законов в области охраны прав на объекты интеллектуальной собственности:[3]

Закон об авторском праве и смежных правах;

патентный закон Российской Федерации;

Закон «О правовой охране топологий интегральных микросхем»;

Закон «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных»;

Закон «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»;

Федеральный Закон об информации; информатизации и защите информации.

В Гражданском кодексе Российской Федерации определены способы охраны служебной и коммерческой тайны.

Охранными документами на изобретения являются патенты[4] (различают национальные и региональные), авторские свидетельства.

Патентная форма защиты изобретений обеспечивает правовую охрану отечественной продукции на международном рынке лицензий, позволяет развивать лицензионную торговлю технической документацией, новейшими технологиями.

Патенты служат источником информации о новейших научно-технических достижениях, знание которых чрезвычайно важно для инновационного менеджера, который должен владеть ситуацией на рынке инновационной продукции.

В России выдача патентов и публикация официальной информации о них осуществляется Роспатентом.

Инновационная продукция должна обладать индивидуализацией.

В Гражданском кодексе Российской Федерации установлено такое средство индивидуализации продукции - товарный знак[5].

Право на использование товарных знаков получают посредством их регистрации. Во всем мире товарные знаки применяются и защищаются.

Товарный знак выполняет следующие задачи:

служит ориентиром при выборе товара;

указывает на наличие соответствующего качества товара;

выделяет товар из однородных товаров других производителей;

показывает источник происхождения товара, так как информация о владельцах товарных знаков внесена в реестр товарных знаков, зарегистрированных в Патентном ведомстве;

реклама товаров, так как обеспечивают производителю известность, что стимулирует и сохраняет спрос на товары;

позволяет производителю или продавцу занять определенное положение на рынке благодаря признанию товарного знака.

Результатом инновационной деятельности являются ноу-хау («знаю, как»), которые представляют собой полностью или частично конфиденциальные знания, опыт, навыки, включающие сведения технического, экономического, административного, финансового и иного характера (ноу-хау могут быть незапатентованные). Использование ноу-хау обеспечивает определенные преимущества и коммерческую выгоду лицу, их получившему.

Коммерческая передача ноу-хау оформляется лицензионными отношениями.

Следствием инновационной деятельности являются – промышленные образцы[6].

Права на изобретения, товарные знаки и другие результаты инновационной деятельности оформляются лицензией[7].

Лицензии различаются по характеру и объему прав, по наличию правовой охраны, по способам передачи и условиям использования и другим признакам.(Таб.2.2)

Лицензии

По наличию правовой охраны научно-технических достижений

По степени производствен-ного освоения предмета

По категории предметов лицензирования

По объему передаваемых лицензиату прав

неисключительные

лицензии на достижения, освоенные в производстве

лицензии на научно-технические знания

Перейти на страницу: 1 2 3