Экономические взгляды представителей старой исторической школы

В период объединения Германских земель в единое государство, т.е. в середине XIX в., возникло еще одно альтернативное класси­ческой политической экономии направление экономической мыс­ли, получившее название “немецкая историческая школа”.

Эта школа, по сути, олицетворяет социально-историческое направление, т.к. ее ав­торы, в отличие от классиков, включили в поле исследований наряду с экономичес­кими и неэкономические факторы, впервые начав од­новременное рассмотрение в историческом контексте всего мно­гообразия социально-экономических проблем, всей совокупнос­ти общественных отношений. Новогодние елочные игрушки самые оригинальные Новогодние игрушки.

В своей критике немецкие авторы единодушны в том, что клас­сики чрезмерно увлекаются абстракциями и обобщениями, и не­дооценивают значение фактов и наблюдений, связанных с про­шлым и настоящим. Они также обвиняют классиков за при­верженность к некой универсальной экономической науке и настаивают на целесообразности исследования реального, а не мнимого изображения конкретной действительности.

О характерной особенности исторической школы Германии свидетельствует то обстоятельство, что ее главные идеи были сфор­мулированы теоретическими предшественниками данного направ­ления экономической мысли — А.Мюллером и Ф.Листом. А суть этих идей, вытекающая из сочинений Адама Мюллера под названием “Основы искусства управления государством” (1809) и Фрид­риха Листа под названием “Национальная система политической экономии” (1841), сводится к таким положениям, как:

особая и значительная роль для экономической науки истори­ческого метода;

характеристика политической экономии не как универсальной, а национальной науки;

учет влияния на национальное хозяйство не только экономи­ческих, но и природно-географических, национально-историчес­ких и других неэкономических предпосылок;

признание общественного интереса нации выше личного интереса индивидуума.

В процессе эволюции исторической школы Германии в экономической литературе выделяют обычно три этапа.

. Первый этап охватывает период 40—60-х гг. XIX и. и получил название “Старая историческая школа”; основные авторы этого этапа В.Рошер, Б.Гильдебранд, К.Книс. Второй этап приходится на 70—90-е гг. XIX в. и называется “Новая историческая школа”; основные авто­ры —Л.Брентано, Г.Шмоллср, К.Бюхер. Третий этап имел место в течение первой трети XX в. под названием “Новейшая историчес­кая школа”; основные авторы — В.Зомбарт, М.Вебср, А.Шпитхоф.

Затронем только пункт 1

Значение “Старой исторической школы” по сравнению с други­ми этапами в развитии социально-исторического направления экономической мысли следует выделить особо ввиду того, что авторы этого этапа, будучи родоначальниками немецкой истори­ческой школы, внесли наиболее весомый вклад в формирование ее основных научных ценностей. Например, Вильгельм Рошер (1817— 1894) — профессор Геттингепского университета, автор таких сочинений, как “Краткие основы курса политической экономии сточки зрения исторического метода” (1843) и “Начала народно­го хозяйства” (в 4-х тт.; 1854, 1860, 1881, 1886), настаивал на не­обходимости только эволюционного развития общества, сравни­вая всякую потребность в революционном изменении с “величай­шим несчастьем и нередко смертельным недугом народной жиз­ни”. Именно ему принадлежит осуждающее учение классиков аллегорическое изречение о том, что “одного экономического идеала не может быть для народов, точно так же как платье не шьется по одной мерке”.

Другой родоначальник старой исторической школы профессор Бруно Гильдебранд (1812—1878), автор крупной работы “Политическая эко­номия настоящего и будущего” (1848), не менее активно, но по­рой тенденциозно, придерживался исторического метода в эконо­мической науке. Основал «Ежегодник по вопросам политической экономии и статистики». Гильдебранд резко и систематически критиковал классическую школу и агрессивно внедрял исторический метод. Периодизация истории хозяйственного развития, данная Гильдебрандом, различала три фазы: естественное хозяйство средних веков (под которым понималось натуральное хозяйство), денежное хозяйство и кредитное хозяйство. Выделяя в особую фазу кредитное хозяйство, Гильдебранд отличал его от денежного, под которым он понимал капиталистическое производство со времен А.Смита.

Еще один из родоначальников школы профессор Карл Густав Адольф Книс (1821—1898) настаивал на приоритете исторического метода в экономической науке, в том числе со стра­ниц своей книги “Политическая экономия, рассматриваемая с исторической точки зрения”. Отрицая объективный характер экономических законов, К. утверждал, что политическая экономия может лишь описать возникновение и развитие экономических явлений и не в состоянии дать их теоретические обобщения. Защищал тезис о вечности социально-экономических устоев буржуазного общества. К. — сторонник металлистической теории денег

Перейти на страницу: 1 2 3