Проблемы при проведении фискальной политики

Оценка эффективности фискальной политики чрезвычайно проблематична.

И дискреционная, и автоматическая фискальная политика играют важную роль в стабилизационных мероприятиях государства, однако, ни та, ни другая не являются панацеей от всех экономических бед. Что касается автоматической политики, то присущие ей встроенные стабилиза­торы могут лишь ограничить размах и глубину колебаний экономического цикла, но полностью устранить эти колебания они не в состоянии. Юридические услуги алматы юридические фирмы алматы.

Еще больше проблем возникает при проведении дискреционной фискальной политики. К ним можно отнести:

наличие временного лага между принятием решений и их воздействием на экономику;

административные задержки;

пристрастие к стимулирующим мерам (сокращение налогов - популярное в политическом плане мероприятие, а вот увеличение налогов может стоить парламентариям карьеры). Тем не менее, максимально разумное применение инструментов и автоматической, и дискреционной политики может существенно влиять на динамику общественного производства и занятости, снижение темпов инфляции и решение других экономических проблем.

Природа фискальных проблем России

в переходный период

Природа фискальных проблем заключается в том, что их не удается решить раз и навсегда. Они могут возрождаться не только в случае чрезвычайных ситуаций (например, война или стихийное бедствие), отрицательного внешнего шока или просто ухудшения экономической конъюнктуры. Замедление темпов необходимых институциональных и структурных реформ, а также ослабление финансовой дисциплины очень быстро приводят к серьезным фискальным трудностям.

Разные темпы и пути осуществления процесса трансформации в отдельных странах не позволяют предложить единую характеристику фискальных проблем в постсоциалистическом мире.

Доходы, расходы и дефицит консолидированного бюджета государственного сектора в России (в % к ВВП)

 

Показа-тель

1989

1990

1991

1992

1993

1994

1995

1996а

1997б

Россия

доходы

н.д.

н.д.

н.д.

44,2

36,1

34,6

32,2

30,4

н.д.

расходы

н.д.

н.д.

н.д.

65,8

43,3

45,0

37,7

38,7

н.д.

сальдо

н.д.

н.д.

н.д.

-21,6

-7,2

-10,4

-5,5

-8,3

-8,0

a Предварительные оценки

б Прогноз

Источник: EBRD [1996], EBRD [1997] и расчеты автора.

Общая сумма субсидий в России

в 1992-1994 гг. (в процентах к ВВП)

1992 г.

1993 г.

1994 г.

Россия

8,9

8,6

7,5

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6