Механизм управления налоговой системой РФ.

Сложившаяся система налогового администрирования, направленная на учет и жесткий контроль налогоплательщиков, уже не соответствует современным требованиям. Так, новая редакция статей Налогового кодекса Российской Федерации о налоговых проверках сохраняет возможность фактически превращать камеральные проверки в выездные, не устанавливает четкого механизма взаимодействия налогоплательщика и налогового органа в ходе контрольных мероприятий, допуская возможность злоупотреблений со стороны налоговиков. Поэтому главной составляющей налогового администрирования выступает налоговый контроль. Он должен быть настолько эффективен, чтобы противодействовать незаконному уклонению от налогообложения.

Так же налоговое администрирование, прежде всего, должно быть эффективно. Это значит, что и для государства, и для налогоплательщиков взыскание и уплата налогов не должны быть затратными (обременительными).

Для повышения конкурентоспособности налоговой системы крайне важно, чтобы налоговое администрирование строилось исключительно на нормах закона.

Сегодня большое значение имеет прописывание процедур проведения налоговых проверок непосредственно в Налоговом кодексе. Недопустимо, что налоговое администрирование фактически превращается в отдельный вид бизнеса, причем фактически теневой. Тем более опасно, когда в средства массовой информации попадают сведения о результатах проведенных проверок, которые даже еще не предъявлены налогоплательщику, а соответственно не оспорены и не проверены.

Качество налогового администрирования, прежде всего, отражается на характере взаимоотношений налогоплательщиков и налоговых органов. Признавая необходимость развития услуг в области налогового консультирования, для построения отношений партнерства необходима разработка и законодательное утверждение процедуры согласования спорных или отсутствующих в действующем законодательстве положений. В самом общем виде данная процедура может состоять в следующем.

1 Налогоплательщик посылает запрос в налоговый орган на предварительное разъяснение положений законодательства по налогам и сборам.

2. Полученное разъяснение имеет определенную законом (НК РФ) юридическую силу.

3. Учитывая содержание разъяснения, налогоплательщик либо строго следует ему и рассчитывает на правовую защиту при налоговых проверках, либо имеет право в судебном порядке оспорить его до наступления события (проведения операции или проверки налогового органа).

Сейчас Налоговый кодекс допускает официальные разъяснения финансовых и иных уполномоченных государственных органов, но эта процедура четко не прописана. В результате это положение либо не работает, либо способствует коррупции.

Министерством финансов РФ было разработано и сейчас активно воплощается в жизнь предложение о создании специальных аудиторских подразделений в налоговых органах. Эти структуры будут выполнять две функции: осуществлять работу с возражениями и жалобами налогоплательщиков и предварительное рассмотрение актов проведенных налоговых проверок. Таким образом, эти подразделения будут выполнять роль своеобразных фильтров, осуществляющих первичную оценку и проверку обоснованности выдвинутых налоговых претензий. Достаточной объективности вряд ли удастся добиться только благодаря тому, что формирование таких подразделений будет входить в компетенцию вышестоящих налоговых органов. Причиной тому, в том числе, являются трудности обеспечения объективности вследствие «корпоративной солидарности».

Перейти на страницу: 1 2 3 4