Разработки стратегии риска предприятия

е) годовые денежные потоки,

ж) баланс на конец последнего года плана,

з) политика поглощений и прибретений.

Теоретически каждое предприятие имеет цели и стратегии, которые регламентируют его деятельность. Комплекс «цели - стратегии» задает основные направления поиска рыночных возможностей, поддерживает в заплани­рованных рамках затраты, определяет количество и квалификацию персонала. Доведенные до каждого работника цели, проработанные и обнародованные на предприятии страте­гии заставляют персонал приспосабливать собственные цели к целям предприятия, собственные стратегии - к его стра­тегиям. Принятие предприятием стратегий высвобождает высшее руководство от рутинной работы и необходимости принимать решения по всем мелким вопросам, создает воз­можность делегирования тактических решений среднему ру­ководящему звену и работникам на местах.

На практике для многих российских предприятий характерна «размытость» комплекса «цели - стратегии». Обычными целями являются получение хорошей прибы­ли и развитие предприятия, стратегиями - сложившиеся традиции и методы деятельности. Такие стратегии теря­ют свой направляющий и стабилизирующий эффект, по­зволяют любое творчество персонала, оправдывают лю­бые затраты, способствуют распылению сил и средств [5; 365].

Существуют ситуации, когда разработку стратегий необходимо начинать с нуля. Это происходит при резком изменении рыночной ситуации, например, появлении на рынке значительно более конкурентоспособной продукции, чем выпускаемая предприятием, либо при изменении собственных возможностей предприятия - ограничении воз­можностей в результате разделения предприятия (для со­временного российского рынка характерен распад союзов партнеров-учредителей), расширении возможностей в ре­зультате появления дополнительных источников финан­сирования. Также характерно для: российских предприя­тий принятие решения о разработке стратегий при суще­ствовании размытого комплекса, когда финансовая ситу­ация длительное время ухудшается (иногда - годы) и пред­приятие, приносившее ранее прибыль, становится убыточ­ным. (В этом случае предприятие часто пытается решить проблему и другими способами: через оптимизацию орг-структуры, кадровый подбор, обучение персонала; но если стратегия не определена - раньше или позже принимает­ся решение о ее разработке.) [3; 126]

Перейти на страницу: 1 2