Структура маркировки. Информационные знаки, применяемые для маркировки товаров

К средствам товарной информации относят:

- маркировку;

технические документы;

нормативные документы;

справочная, научная литература;

реклама и пропаганда товаров.

Маркировка – это условные обозначения и данные, которые наносятся на товар и/или упаковку.

Структура товарной маркировки включает в себя следующие 3 элемента:

1. текст (50 – 100%);

2. рисунок;

условные обозначения (информационные знаки).

Выделяют следующую классификацию информационных знаков:

1. Товарные знаки и знаки обслуживания. В соответствии с законом РФ "О товарных знаках, знаках обслу­живания и наименовании мест происхождения товаров", принятом в 1992г., товарный знак – обозначение, способное отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц.

Несмотря на то что общая идея, заложенная в определении то­варного знака, понятна и не вызывает сомнений, его часть, касающая­ся однородности товаров и услуг, может быть если и не оспорена, то поставлена под сомнение. Это связано с тем, что сам термин допускает различные трактовки. Данный пункт – один из наиболее слабо прора­ботанных не только в российском, но и в зарубежном законодатель­стве, поскольку он допускает разные, резко отличающиеся друг от друга интерпретации.

Во-первых, товары могут иметь одно и того же функциональ­ное назначение, которое, в свою очередь, определяется с различной степенью точности. Например, средство передвижения, более узко – автомобиль, еще более узко – легковой автомобиль, еще более узко – малолитражный автомобиль, наконец, малолитражный автомобиль, производимый фирмой N.

Во-вторых, однородными могут быть товары-заменители (что от­нюдь не тождественно вышеприведенному определению). Для этого не­обходимо, чтобы коэффициент перекрестной эластичности спроса на один товар по цене другого был больше нуля. Как правило, данное условие будет соблюдаться в том случае, если товар является "нормальным"[1].

В-третьих, рассматриваемые товары просто могут входить в бюд­жет среднего потребителя (и с этой точки зрения сопутствующий товар также может считаться однородным) и выступать как одно­родные постольку, поскольку конкурируют за кошелек потребителя. Данный вариант определения будем считать экстремальным.

В-четвертых, однородными могут быть признаны идентичные товары, которые по своим полезным свойствам не различаются потре­бителями (в частности, при отсутствии упаковки). Иными словами, последнее свойство предполагает, что товары являются сходными до степени смешения (хотя объективно – по своим физико-химическим свойствам – они вполне могут различаться).

В-пятых, возможно одновременное применение двух критериев как взаимодополняющих. В частности, товары должны быть родствен­ными не только по потреблению (однородность функционального на­значения), но и по производству (сходство технологических процессов).

Международная классификация товаров и услуг (МКТУ) для регистрации товарных знаков, принятая в соответствии с подписан­ным в Ницце в 1973г. соглашением, допускает ситуации, когда однород­ными, то есть принадлежащими одному и тому же классу, признаются товары, которые с точки зрения технологии потребления являются взаимодополняющими.

По формам выражения выделяют:

· словесные товарные знаки товарные знаки в форме слова (слов), представляющего имена известных людей, назва­ния животных, небесных тел, вымышленные слова;

изобразительные товарные знаки – обозначения в виде различных рисунков, символов, значков, изображений предметов, животных;

объемные – трехмерные изображения;

комбинированные товарные знаки – обозначения, соче­тающие в себе как минимум элементы двух из трех типов товарных знаков: словесных, изобразительных и объемных.

В качестве отдель­ной категории можно выделить также звуковые товарные знаки.

Перейти на страницу: 1 2 3