Заключение

В данной работе сделана попытка охарактеризовать малое предпринимательство в Республике Беларусь в настоящее время, выделить особенности малого предпринимательства и обозначить основные и наиболее острые его проблемы.

Опыт развития малого бизнеса во многих странах с рыночной экономикой показывает, что малый и средний бизнес занимает важное место в социальной и экономической жизни.

Этот вид бизнеса играет ведущую роль. Он постоянно создаёт новые рабочие места, вносит свой вклад в увеличение конкурентоспособности, обладает значительным инновационным потенциалом и играет ведущую роль в формировании рыночной экономики.

Для мелких и средних фирм, характерны, по сравнению с крупными компаниями, гибкость и заинтересованность в обеспечении успешного маркетинга выпускаемой продукции. Малые структуры способствуют не только внедрению нововведений, но и росту произво­дительности труда. Именно малый бизнес позволяет стабильно раз­виваться экономике, прежде всего, обеспечивая относительно вы­сокий уровень занятости. Достаточные масштабы продукции и услуг, производимые на предприятиях малого бизнеса способны, во-первых, насытить рынок конкурентоспособной продукцией, во-вторых, создать новые рабочие места, в-третьих, приступить к формированию основы общества в любой цивилизованной стране среднего класса. Таким образом, дальнейшее развитие ситуации без активного и позитивного вмешательства государства может привести к свертыванию этого сектора экономики с соответствующим обострением экономических проблем и усилением социальной напряженности.

Хотелось бы надеяться, что в ближайшее время наша страна, учитывая обширный зарубежный опыт, пойдет по пути адаптации предприятий малого бизнеса к сегодняшним экономическим условиям хозяйствования в Беларуси. Тем более, что имеющий глубокие корни в экономической истории нашей страны малый и средний бизнес не используется в полной мере, как в увеличении объемов производства, так и в повышении его эффективности и сбалансированности.

Малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом. Следовательно, нужна государственная политика правительства, направленная на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране.

Таким образом, развитие малого предпринимательства в РБ способствует решению таких задач, как демонополизация, формирование рыночной структуры экономики и конкурентной среды, насыщение рынка товарами и услугами, занятость и самозанятость населения, экономический рост и увеличение налоговых поступлений, формирование стабилизирующего общества среднего класса, реализации ряда конкретных мер стратегического и оперативного характера в области ресурсного обеспечения.

Существует необходимость выработки и принятия комплекса мер по уст­ранению факторов, препятствующих развитию предпринимательства вообще и малых произ­водственных предприятий в частности, обеспе­чению реальной государственной поддержки наиболее перспективных направлений бизнеса, объективно требующих значительных объемов стартового капитала, однако способных не только стабилизировать ситуацию на рынке труда, товаров и услуг, но и постепенно формировать новый экспортный профиль страны.

Малые предприятия из-за менее благоприятных условий хо­зяйствования по сравнению с крупными характеризуются меньшей устойчивостью и конкурентоспособностью, а, следова­тельно, нуждаются в содействии со стороны государства, осо­бенно в начале своей деятельности.

Государственная поддержка малого предпринимательства — это комплекс мер организационного, финансового и имуще­ственного характера по созданию условий для динамичного ко­личественного и качественного прогресса данного сектора, по­вышения роли его субъектов в социально-экономическом раз­витии страны.

Закон Республики Беларусь «О государственной поддержке малого предпринимательства» определил следующие ее на­правления: формирование инфраструктуры поддержки и развития малого бизнеса; создание льготных условий для доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым, материально-техничес­ким и информационным ресурсам, а также к научно-техничес­ким разработкам и технологиям; введение упрощенной системы регистрации, налогообло­жения; поддержка внешнеэкономической деятельности; организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей, специалистов и персонала для малого предпринимательства; реализация программ, направленных на насыщение рын­ка экологически чистыми и безопасными товарами, конкурен­тоспособными средствами их производства; организация многопрофильных исследований предприни­мательских структур.