Проектирование организационно-технических мероприятий роста производительности труда

Понятие «проект» используется как в «узком», так и «широком» смыслах. В «узком» смысле проект представляет собой документально оформленный план (модель) сооружения, конструкции, технологии, системы управления и т.п. В «широком» смысле проект рассматривается как единое целое, включающее основные фазы его жизненного цикла: формирование замысла и постановка целей; подготовка и разработка проекта; реализация проекта; завершение проекта (ввод в эксплуатацию, выход на заданную мощность, внедрение в производство и т.п.) /23/. Смотрите подробности станция hydro mx на нашем сайте.

Наиболее сложным является проектирование производственных систем, предприятий в целом, либо отдельных производств и подразделений. Проектирование производственной системы предполагает разработку и взаимную увязку проектов технической, организационной, информационной, социальной и др. систем, обеспечивающих функционирование предприятия по производству и реализации продукции и услуг.

Важное значение имеет при этом разработка разделов организации производства, труда и управления предприятием, внутреннего экономического механизма, использования «человеческого» фактора.

Организацию (от латинского слова “organizo” – «сообщаю стройный вид», «упорядочиваю») можно рассматривать в двух аспектах: как процесс и как характеристику, определяющую состояние системы.

Организация как процесс – это формирование структуры, упорядочение взаимодействия элементов системы (предприятия) или преобразование (реорганизация) системы в ходе развития из менее организованного состояния в более организованное. Организация как характеристика отражает состояние системы (предприятия).

Для предприятий «организация» означает /10/:

определенный процесс упорядочения, повышения степени упорядоченности структурных компонентов предприятия;

процесс прогрессивного развития предприятия, его восходящую стадию;

такую связь, взаимодействие между элементами предприятия, которая подчиняет их движение определенным закономерностям;

процесс преобразования предприятий от низших форм и порядка к его высшим формам;

характеристику состояния предприятия, его функционально-структурное описание.

Важнейшим средством повышения эффективности производственно-сбытовой деятельности предприятий на рынке, сохранения его конкурентоспособности в долгосрочном периоде времени является уровень его «организационного развития», способности приспособления организационной системы к изменениям во внешней и внутренней среде. Организационное развитие рассматривается и как философская концепция и методология внутрифирменных изменений при рассмотрении предприятия как «открытой системы», и как всеобъемлющая, последовательная и многоуровневая стратегия, нацеленная на средне- и долгосрочные перспективы, и как подход к управлению сложными изменениями на корпоративном уровне и т.п.

Процесс организационного развития представлен на рис. 1 и включает семь этапов /10/:

определение миссии организации;

оценка внешних и внутренних условий;

сбор данных;

обеспечение вовлеченности персонала в процесс перехода;

постановка целей изменения;

осуществление изменений и развивающие мероприятия;

оценка и закрепление изменений.

Диагностика настоящего состояния «Как есть»

Управление переходом

Определение будущего состояния « Как должно быть»

Рисунок 1. Схема процесса организационного развития

В зарубежной литературе в рамках организационного развития системы выделяют понятия «организационный инжиниринг» и «реинжиниринг бизнес - процессов».

«Организационный инжиниринг» направлен на рациональные (инжиниринговые) решения широкого комплекса организационных задач. Задачей организационного инжиниринга является выделение и типизация ключевых компонентов производственной системы и их «настройка» (согласование) для достижения поставленных целей в процессе изменений. Ключевыми компонентами организации предприятия как открытой системы, подлежащими изменению (совершенствованию), являются /10/:

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7