Особенности промышленного переворота в Японии.

Промышленный переворот в Японии начался в 1850 - 1860-е гг. 19 века. Возникли предприятия фабричного типа в ряде отраслей промышленности (текстильной, судостроительной), однако промышленный переворот, прежде всего, затронул текстильную промышленность и наиболее ярко сказался в развитии хлопчатобумажной промышленности. Промышленный переворот в Японии начался в период феодализма так же, как и в России, особенно усилилось развитие хлопчатобумажной промышленности 1890 г. Одна за другой возникают многочисленные компании. В 1893 г. – 40 компаний, в 1897 г. – 97 компаний. Быстро росло оборудование хлопчатобумажных фабрик. Сильно расширилась выработка пряжи. После 1890 г. в Японии появилось много специальных ткацких мастерских. Однако они оставались мелкими и в 1900 г. имели 32 тыс. механических станков (при 700тыс. ручных). В меньшей степени промышленный переворот затронул шелковую промышленность, здесь сказались трудные механизации (здесь держалось ремесло). В Японии возникла и суконная промышленность. Она оценивалась в 1889 – 1903 гг. в 4,36 млн. йен, в 1913 г. – 23,26 млн. йен. Для шерстяной промышленности характерна высокая степень концентрации производства, которая создавалась в фабричной форме. Промышленный переворот затронул и тяжелую промышленность, возникают предприятия фабричного типа и крупных масштабов.

Развитие судостроения, создание военных арсеналов, а так же быстрое строение железнодорожной системы.

Почти до конца 19 века отсутствовало производство чугуна и стали. В 1913 г. выплавка чугуна достигала 240 тыс. тонн и покрывала 48% потребностей страны. Производство стали оказалось на уровне 255 тыс. тонн и удовлетворяло спрос только на 34%. Тормозом в развитии металлургической промышленности было недостаточность сырьевой базы. Так добыча железной руды в 1913 г. составила 159тыс. тонн и покрыла лишь 27% потребности страны. Быстрый рост добычи каменного угля: в 1877 – 1884 гг. было добыто 0,8 млн. тонн, в 1905 – 1914 гг. – 16,8 млн. тонн. В этот период не многие механические заводы выпускали и аппаратуру. Первый локомотив был создан в 1892 г., начался тогда и выпуск электроаппаратуры, некоторые виды электромашин. В целом к Первой Мировой войне промышленный переворот не был завершен, об этом свидетельствует отставание тяжелой промышленности и слабое развитие машиностроения.