Финансовое оздоровление экономики Республики Беларусь

ЗАО «Торговый Союз» создано в 1993 году и является головным предприятием торгово-промышленной группы "Торговый Союз". В настоящее время торговая инфраструктура "Торговый Союз" представляет собой сеть опрофилированных юридических лиц в Беларуси (Минск), России (Москва), Украине (Днепропетровск) и Польше (Кельце). Центральный офис находится в Минске.

В Беларуси действует множество других финансово-промышленных групп.

Существенной проблемой для экономики Республики Беларусь в переходный период стала проблема взаимных неплатежей, причиной чего стало

чрезвычайно тяжелое экономическое положение стран СНГ и неурегулированность взаимоотношений с ними. Задолженность предприятий ближнего зарубежья тоже нередко являлась началом цепочки неплатежей белорусских предприятий.

Еще одной проблемой, с которой столкнулось реформируемая экономика Республики Беларусь стало наличие огромного числа убыточных предприятий.

По данным Министерства статистики в январе 2007 года убыточными были 2 386 организаций или 22,2 процента от общего числа учитываемых в текущем порядке. Сумма чистого убытка убыточных организаций по всем отраслям экономики за этот период составила 156,2 миллиарда рублей (за январь 2006 года - 107,6 миллиарда рублей).

На протяжении десятилетий в Республике Беларусь функционировали многие убыточные предприятия, поддерживаемые за счет государственного финансирования и периодического списания долгов. Бесследно это пройти не могло. К тому же отсутствие до 2000 года эффективного законодательства о банкротстве еще больше способствовало порождению неустойчивости кредитных и финансовых отношений, в целом нездоровому положению в сфере предпринимательской деятельности и незащищенности участников гражданского оборота.

Исходя из принципов национальной экономической модели, правительством были разработаны и применяются следующие механизмы внесудебного и судебного финансового оздоровления предприятий отраслей экономики:

· формирование Национального фонда развития. Его средства расходуются на проекты развития небольших предприятий, которые не могут пользоваться заемными средствами, и на инновационное развитие в различных отраслях, но не в тех, за счет которых этот фонд формируется;

· создание инновационных фондов при отраслевых органах управления;

· планирование поставок на внутренний рынок импортозамещающих товаров;

· функционирование национальной системы экономического оздоровления;

· легитимный вывод с рынков товаров и услуг нежизнеспособных должников;

· формирование и ведение группы предприятий в составе Перечня юридических лиц, в отношении которых не применяется законодательство о банкротстве;

· реструктуризация задолженности убыточных государственных организаций и убыточных акционерных обществ с долей государства в уставном фонде;

· введение персональной ответственности руководителей предприятий, концернов и министерств, их курирующих, при оказании им государственной поддержки за выполнение прогнозных показателей;

· проведение взаимозачетов;

· введение обязательных целевых показателей по выплате зарплаты;

· обязательное использование Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь коммерческими организациями в рамках системы госрегулирования заработной платы;

· применение прямых денежных трансфертов, бюджетных субсидий промышленным предприятиям для защиты отечественных производителей в связи с утратой ими своих позиций на рынке;

· продажа неиспользуемых и не эффективно используемых помещений, не завершенных строительством объектов по начальной цене равной одной базовой величине и др.

В переходный период в Республике Беларусь стало больше внимания уделяться развитию финансового рынка.

В ходе перестройки экономики в Республике Беларусь Верховным Советом, Советом Министров, Министерством финансов, Национальным банком был принят ряд законов, постановлений, положений и т.д. по совершенствованию системы кредитования: Закон Республики Беларусь «О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь», постановление Верховного Совета «О Национальном банке Республики Беларусь и банках на территории республики», «Временное Положение о банковском кредите», положение «О рыночной процентной ставке за кредиты», утвержденные Национальным банком Республики Беларусь, и др. На Национальный банк Республики Беларусь в соответствии с законодательством возложены основные функции кредитно-денежного регулирования. Посредством таких финансовых инструментов, как ставка рефинансирования, объем предоставленных кредитов, установление льготных кредитных ставок, правил участия в кредитных аукционах и т.д., государство осуществляет регулирование кредитного рынка.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7