Экономическая сущность налогов как объекта анализа

В Налоговом кодексе не дается определения понятиям «отчисления» и «взнос». И ни один платеж с формулировкой «отчисления» и «взнос» в Налоговом кодексе не встречается. По факту же взимаются взнос в Фонд социальной защиты населения и отчисления в инновационные фонды. Отчисления в инновационный фонд являются обязательными, но остаются в распоряжении ведомства, собственника субъекта хозяйствования, т.е. относительно возмездные, не принадлежат бюджету и, по нашему мнению, не должны включаться в налоговую систему, что имеет место в экономической литературе. Взнос в Фонд социальной защиты населения не соответствует своему определению (следует отметить, что до 2004 года это были отчисления). Уплачивают его юридические лица, а фактически использование средств будет производиться на выплату пособий физическим лицам (работникам организации и т.п.), т.е. для юридического лица эти платежи безвозмездны. Таким образом, по всем признакам это целевой налог.

Таким образом, следует упорядочить понятийный аппарат в Налоговом Кодексе и других законодательных актах, регулирующих налогообложение, в части состава и статуса обязательных платежей, в частности, имеющиеся в Республике Беларусь платежи, носящие обязательный характер, распределить на налоги и сборы (по­шлины) в соответствии с указанными в Налоговом кодексе определениями, т.е. упорядочить терминологию по платежам, подлежащим уплате в бюджет. Следовательно, определению сбор (пошлина), приведенному в Общей части Налогового кодекса, соответствуют такие платежи как сборы с пользователей, гербовый сбор, оффшорный сбор, государственные и таможенные пошлины, регистрационные и лицензионные сборы и т.п.

Отчислениями и взносами, по нашему мнению, должны именоваться платежи, не имеющие отношения к налоговой системе, и применяемые на уровне организаций и ведомств, не подразумевающие обязательности взимания, так как статус платежа влияет на расчет налоговой нагрузки субъекта хозяйствования и методику отражения на счетах бухгалтерского учета. Считаем, что отчисления следует определить, как платежи в специализированный фонд собственника организации, которые используются по мере необходимости им на строго определенные цели. Взносом может считаться платеж, при котором плательщик добровольно осуществляет его в уплату чего-либо, в том числе на страхование и, как правило, с целью получения некоторой выгоды в будущем. Следовательно, главными признаками «отчислений» и «взносов» являются: во-первых, их возмездность конкретному плательщику, адресность пользователя; во-вторых, целевое предназначение; в-третьих, непринадлежность бюджету, т.е. они не должны участвовать в расчете налоговой нагрузки; в-четвертых, для их учета не используются счета расчетов с бюджетом.

Развитие рыночных отношений повышает ответственность и самостоятельность организаций в выработке и принятии управленческих решений по обеспечению эффективности расчетов. Налоги и неналоговые обязательные платежи в бухгалтерском учете принимают форму расчетов, обязательств и задолженности, в анализе – налоговых расходов.

Необходимость четкого деления платежей в бюджет на налоги и неналоговые обязательные платежи обусловлена получением информации о платежах, которые подлежат уплате в бюджет регулярно (налоги) и на платежи, которые носят не регулярный или единовременный характер (сборы, пошлины). Данная информация представляет интерес для управления, во-первых, при планировании денежных оттоков, во-вторых, при проведении комплексного анализа налогов и при расчете налоговой нагрузки и налогоемкости, в частности, в-третьих, при разработке путей оптимизации налоговых расходов [4].

Перейти на страницу: 1 2 3