Риски усиления конкуренции

Причин возникновения в процессе деятельности производ­ственной фирмы риска усиления конкуренции множество, приведем основные, на которые фирмам следует обращать внимание в первую очередь. К ним относятся следующие:

• утечка конфиденциальной информации либо по вине сотрудников фирмы, либо в результате промышленно­го шпионажа, предпринятого конкурентами;

• несовершенство маркетинговой политики, то есть не­правильный выбор рынков сбыта и неполная информа­ция о конкурентах или наличие неверной информации о конкурентах;

• замедленное внедрение нововведений по сравнению с конкурентами из-за отсутствия необходимых средств для проведения научно-исследовательских работ, внедрения новых технологий, освоения производства новых высо­кокачественных и конкурентных товаров;

• недобросовестность конкурентов, заключающаяся в ис­пользовании в процессе конкурентной борьбы методов недобросовестной конкуренции;

• появление на рынке производителей из других отраслей, предлагающих однотипные, взаимозаменяемые товары, способные удовлетворить спрос потребителей;

• появление непредвиденных функционально однород­ных заменителей производимых товаров в отрасли, в ко­торой действует данная фирма;

• появление местных новых фирм-конкурентов;

• экспансия на местный рынок производимого продукта или его аналогов со стороны зарубежных экспортеров.

Данная причина вероятнее всего возникает в том случае, если условия экспорта изменяются в благоприятную сторону для зарубежных производителей, что создает для них хорошие мотивы для выхода на локальный рынок.

Кроме вышеперечисленных существуют и другие причины, влияющие на уровень конкуренции в отдельных отраслях ма­териального производства.

Конкуренция — соперничество в достижении своих целей — остается основной формой борьбы производственных фирм за покупателя. В конкурентной борьбе используются ценовые и неценовые методы. Ценовая конкуренция основывается на извлечении дополнительной прибыли путем уменьшения из­держек производства и реализации, снижения цен без изме­нения ассортимента и качества производимой продукции. Используется на рынке и скрытая ценовая конкуренция, ког­да по такой же, как у конкурирующей фирмы, цене продается продукция более высокого качества. Разновидностью скрытой ценовой конкуренции является сокращение издержек потреб­ления: более высокая экономичность в силу уменьшения энер­гопотребления, увеличения срока службы изделия и т. п., а также за счет расширения комплекса предоставляемых услуг.

Неценовая конкуренция предполагает изменение свойств продукции, придание ей качественно новых свойств, создание улучшенных аналогов производимой продукции, повышение потребительских свойств товара.

Существуют и другие методы конкурентной борьбы, такие, как функциональная конкуренция, которая заключается в том, что некоторые потребности потенциального покупателя мож­но удовлетворить разнообразными способами. Из-за наличия товаров, предназначенных для одной и той же цели, но имею­щих различия по некоторым важным характеристикам, воз­никает видовая конкуренция. Скоростная конкуренция осно­вана на быстром изготовлении заказов по той же цене.

В последнее время в экономической литературе появилось такое понятие, как «новая конкуренция»'. Характерные черты новой конкуренции — это неценовые факторы и предельное сокращение времени на создание новинок. Качество товара в данном случае рассматривается в первую очередь с точки зре­ния будущих потребителей, а не вытекает из технологических или иных возможностей производителя. Подобная позиция основывается на концепции маркетинга, главный принцип которого — «производить то, что продается, а не продавать то, что производится».

Выбор стратегии конкурентной борьбы осуществляется производственными предпринимательскими организациями в зависимости от их финансовых и производственных возмож­ностей, завоеванного на рынке положения и поставленных целей. Чтобы обойти конкурента, предприятиям можно поре­комендовать некоторые приемы:

Перейти на страницу: 1 2