Налоговая политика Украины на современном этапе

Основными направлениями в налоговой политике Украины на современном этапе являются:

- снижение общего уровня налогового бремени (самый высокий уровень налогов из всех стран СНГ);

- обеспечение инвестиционной направленности налоговой системы путем внедрения инвестиционных налоговых льгот;

- реализация социальной направленности налоговой системы;

- совершенствование механизма исчисления налогов и их перечисления;

- совершенствование правовой базы налогообложения, закрепление налоговой системы Украины в налоговом кодексе.

Налоговая политика Украины не совершенна и поэтому налоговая система имеет много недостатков.Действующая сегодня в Украине система налогообложения формировалась на протяжении последнего десятилетия. Она играла свою положительную роль на этапе становления Украины как независимого государства. Однако дальнейшее развитие рыночных отношений и углубления рыночных преобразований все больше подчеркивают имеющиеся в ней недостатки.

К сожалению, пока что действующая система налогообложения есть не совсем совершенной и не полностью отвечает требованиям времени. Сегодня еще существуют несогласованности и противоречие отдельных норм налоговых законов, их нестабильность, бессистемное предоставления льгот и перекручивания сути отдельных видов налогов.

Налоговая система в каждой стране является основой экономической системы. Она, с одной стороны, обеспечивает финансовую базу государства, а с другого - выступает главным рычагом реализации государственной экономической политики. В условиях формирования рыночной экономики выполнения доходной части Государственного бюджета Украины есть одним из актуальных задач, успешное решение которого создает благоприятные условия для общественного развития.

Действующая система налогообложения сегодня не удовлетворяет ни государство, ни налогоплательщиков. Целый ряд просчетов и перекосов, которые были допущены при ее создании, привели к тому, что налоги не выполняют полноценно ни фискальной, ни стимулирующей функций. Сфера материального производства практически задушена налогами, которое ведет к сокращению налогооблагаемых оборотов, а значит, и к уменьшению бюджетных поступлений. В результате функционирующая налоговая система вместо стимулирования производства вызывает его сокращение, а вместо пополнения доходной части бюджета - приводит к его обнищанию. Суть проблемы заключается в том, что при создании этой системы не было в полной мере учтены теоретические принципы налогообложения, выведенные на основании многовекового опыта. Поэтому надо проанализировать соответствие функционирующей в Украине системы налогообложения существующим теоретическим принципам:

1. моментально будут решенными все проблемы в государстве, надо очень взвешенно подходить к принятию и внедрению этого документу. Поспешности в этом деле не должно быть.

2. Усовершенствование налогового законодательства надо проводить постепенно. Поспешное принятие законодателями проекта Налогового кодекса может привести к непоправимым следствиям.

За время действия налоговой системы Украины в нашем обществе уже сложилось определенное понимание и отношения к существующему налоговому законодательству, а также определенные навичкі по его применению в Украине.

Вместе с тем, нельзя затягивать с принятием и введением Налогового кодекса, поскольку в самый раз этот документ должен открыть путь к новой системе налогообложения, которая будет отвечать интересам общества в целом и каждого налогоплательщика в частности.

Конечная цель проводки налоговой реформы – сделать налогообложение социально справедливым и объективно создать условия одинаковой налоговой ответственности перед государством для всех участников процесса налогообложения.

Налоговая реформа в Украине является составной частью общегосударственной программы перехода к рыночной экономике, обеспечение нормализации рынка и денежного обращения.

И тогда со временем основным документом в налоговом законодательстве Украины станет Налоговый кодекс.