Оборот розничной торговли: состав, значение, виды и их классификация

Оборот розничной торговли измеряется стоимостными и натуральными показателями. [17, с. 270]

К стоимостным показателям, характеризующим оборот розничной торговли, относятся следующие (табл. 1.1.):

Таблица 1.1. - Стоимостные показатели оборота розничной торговли

Показатель

Формула

Условное обозначение

1.Объем оборота розничной торговли в стоимостном выражении в действующих ценах

ОРТд.ц.=

ОРТ д.ц. – оборот розничной торговли в действующих ценах, ПТ-производительность труда,

численность работников

2.Объем оборота розничной торговли в стоимостном выражениОРТи в сопоставимых ценах

ОРТс.ц.- оборот розничной торговли в сопоставимых ценах, ОРТд.ц.1-оборот розничной торговли в действующих ценах отчетного периода, Iц- индекс цен

3.Ассортиментная структура оборота розничной торговли по отдельным группам товаров (%)

-доля оборота розничной торговли i-той группы товаров,

оборот розничной торговли i-той группы товаров,

сумма оборота розничной торговли всех товаров

4.Объем оборота розничной торговли в расчете на одного работника, в том числе работника торгово-оперативного персонала

-среднесписочная численность торгово-оперативного персонала

5.Объем оборота розничной торговли на 1м2 общей площади, в том числе торговой площади

Sобщ-общая площадь,

Sторг-торговая площадь

Как любой стоимостной показатель, оборот розничной торговли имеет некоторые недостатки. На его размеры непосредственно влияют цены, и он может увеличиваться за счет реализации дорогих товаров, а не товаров, имеющих доступные для массового потребления цены. Это необходимо учитывать при оценке эффективности работы торгового предприятия.

Рассмотрим классификацию оборота розничной торговли на рис. 2. по составу покупателей оборот розничной торговли подразделяется на продажу товаров:

· Населению

за наличный расчет независимо от каналов их реализации. Она может быть произведена:

Рис. 2. Классификация оборота розничной торговли

[10, с. 13]

- юридическими лицами, осуществляющими розничную торговлю, для которых торговая деятельность является основной (магазины, универмаги, палатки и др.);

- юридическими лицами, осуществляющими торговлю, но для которых торговая деятельность не является основной (магазины при промышленных предприятиях и др.);

- физическими лицами, осуществляющими продажу товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках (баз регистрации юридического лица).

Объемы продажи населению товаров физическими лицами на вещевых, смешанных и продовольственных рынках осуществляются на основе специальных обследований, осуществляемых региональными статистическими органами в соответствии со статистическим инструментарием. [17, с. 257]

· Юридическим лицам, их обособленным подразделениям за наличный расчет с использованием кассовых аппаратов.

Исходя из вышесказанного, оборот розничной торговли (Р) по составу покупателей можно выразить в виде следующей формулы:

Перейти на страницу: 1 2 3