Введение

Структура рынка - это совокупность тех качественных характеристик, с учётом которых фирмы определяют своё поведение на рынке. При этом во внимание принимается характер продукции (её уникальность, степень заменяемости, разнообразие ассортимента), монополизировано или немонополизировано производство и сбыт этой продукции (лёгкость входа и выхода на рынок ), количество и размер фирм-производителей этой продукции ( определяется конкурентность среды), наконец, доступность информации, позволяющей посредством расчётов определить минимальный размер риска при вхождении на рынок и в процессе деятельности фирмы на нём.

Определяющее воздействие на характер функционирования рынка оказывает соотношение спроса и предложения, а также степень организованности и совершенства рыночных отношений.

В экономической теории и практике хозяйствования рыночные структуры играют различную роль. Весьма сложно, например, понять механизм действия рынка чистой конкуренции. В свою очередь в среде монополистического рынка невозможно открыть содержание олигополии, если предварительно не изучена монополистическая конкуренция. С этой целью выделяются понятия идеальной и реальной рыночных структур. Следует отметить, что современные рыночные отношения не являются идеальными рыночными структурами, и вместе с тем для понимания несовершенной конкуренции в качестве идеальной будет выступать чистая конкуренция, ибо только с её помощью возможно восприятие тех ограничений, которые вносит на рынок монополия. С помощью же реальных рыночных структур даётся обстоятельное описание реально функционирующих рыночных отношений. Сочетание идеального и реального подходов к описанию функционирующих рыночных отношений позволяет выделить в них следующие рыночные структуры : чистая (совершенная) конкуренция, монополия, монополистическая конкуренция и олигополия.

Ни в коем случае не следует полагать, что всё разнообразие рыночных форм, существующих в реальной действительности, исчерпывается теми четырьмя типами рыночных структур, которые мы рассмотрим далее. Напротив, их многообразие необозримо. Вопрос о том, как сделать его познаваемым. Этим и занимается экономическая теория. Она редуцирует необозримое богатство конкретных порядков к чистым формам, число которых ограничено и которые обладают более простыми свойствами. Благодаря этому становится возможным теоретический анализ экономических процессов, невзирая на всё их многообразие, наблюдаемое в истории.

Каковы же главные характерные черты типов рыночных структур?

Конкуренция

представляет собой форму взаимного соперничества экономических субъектов за достижение лучших условий производства, за получение наибольшей прибыли.

А. Смит именует конкурентный механизм «невидимой рукой», действие которого без вмешательства извне приводит к тому, что производители, действуя в своих эгоистических интересах, выпускают продукцию, необходимую для общества. Казалось бы, каждый производитель работает на себя, для реализации своих потребностей. Но «невидимая рука» рынка и конкуренции, цена, являющаяся результатом стихийного действия законов спроса и предложения, подталкивает производителей выпускать именно тот товар, который необходим другим людям.

Совершенная конкуренция

– это такая рыночная структура, для которой характерны наличие множества, как правило, не очень крупных фирм, которые производят однородную продукцию, свобода входа и выхода из рынка, доступность информации о состоянии дел с продажей товаров для всех субъектов рынка.

Несовершенная конкуренция

– это рыночная ситуация, когда не выполняется хотя бы одно из условий совершенной конкуренции.

В условиях несовершенной конкуренции продавец в состоянии манипулировать ценой и объёмом производства с целью получения максимальной прибыли.

Под влиянием теории американского экономиста Э. Чемберлина экономическая наука пола по двум основным направлениям. С одной стороны, это аналитическое исследование совершенной конкуренции, с другой - исследование различных форм несовершенной конкуренции.

Э. Чемберлин полагает, что чистая конкуренция является нежизненной, искусственной абстракцией, она не может рассматриваться как исходная база для описания реальности. Даже при любом большом числе производителей и продавцов данного вида товаров каждый из них предлагает покупателям по существу свой особый дифференцированный продукт.

Перейти на страницу: 1 2