Экономическое значение чистой конкуренции.

Для современного рынка состояние чистой конкуренции весьма редкое. Тем не менее, в современной экономике существуют не только отдельные фирмы, но и целые отрасли, действующие по принципу чистой конкуренции. К рынку чистой конкуренции с полным правом можно отнести сельскохозяйственное производство. Конечно, производство сельскохозяйственной продукции регулируется, в развитых странах её объём регламентируется, и всё же специфика отрасли такова, что всё произведённое и поставляемое на рынок реализуется, причём на основе свободного соотношения спроса и предложения, что и является основным принципом рынка чистой конкуренции.

Изучать чистую конкуренцию необходимо также потому, что именно она выступает исходной для понимания процесса формирования издержек производства, выяснения сущности понятий «доход», «прибыль», и т.д. Чистая конкуренция служит отправным пунктом для определения цены и объёма производства и, таким образом, представляет собой модель, имеющую как чисто теоретическое, так и практическое значение.

В действительности совершенная конкуренция является довольно редким явлением и лишь некоторые из рынков приближаются к ней (например, рынок зерна, ценных бумаг, иностранных валют). Для нас существенное значение имеет не только область практического применения наших знаний, но и тот факт, что совершенная конкуренция является простейшей ситуацией и даёт исходный, эталонный образец для сравнения и оценки эффективности реальных экономических процессов

Итак, подведём итог в рассмотрении совершенной конкуренции и отметим достоинства и недостатки этого типа рыночной структуры . несомненно, к достоинствам чистой конкуренции следует отнести то, что она помогает распределить ограниченные ресурсы таким образом, чтобы достичь максимального удовлетворения потребностей. Данное положение означает, что фирмы будут производить максимально возможное количество продукции до тех пор, пока предельные издержки ресурса не будут равны цене, за которую его удалось купить. При этом достигается не только высокая эффективность, но и максимальная производственная эффективность.

Конечно, в течение короткого отрезка времени в условиях совершенной конкуренции фирма может получать сверхприбыли или нести сверхубытки. Однако для длительного периода такая предпосылка нереальна, т. к. в условиях свободного выхода и входа из отрасли слишком высокая прибыль привлекает в данную отрасль другие фирмы, а убыточные фирмы разоряются и уходят из отрасли