Чистая монополия

Возникает вопрос, может ли монополист и дальше наращивать производство и поставлять продукцию на рынок? Да, он может каждый раз снижать цену, увеличивать производство и приумножать валовой доход. Однако это не может продолжаться до бесконечности, ибо рано или поздно он столкнется с неэластичностью спроса на продукцию. Монополист не станет понижать цену на неэластичном отрезке кривой спроса, потому что это приведет к сокращению валового дохода, увеличению издержек производства и снижению прибыли. Таким образом, монополист в интересах сохранения прибыльности производства будет избегать неэластичного спроса в пользу некоторой комбинации «цена – объем производства» в условиях эластичности спроса на продукцию Он будет производить каждую последующую единицу продукции до тех пор, пока ее реализация будет увеличивать валовой доход, но не пойдет по пути увеличения валовых издержек. Иначе говоря, фирма будет наращивать производство до объема, при котором предельный доход станет равным предельным издержкам.

Производство должно ограничиться точкой пересечения кривых предельного дохода и предельных издержек. Если спрос упадет ниже, производство закроется.

Рассмотрим максимизацию прибыли монополий в

долгосрочном периоде.

Долгосрочное равновесие будет достигаться при объеме производства, обеспечивающем соответствие долгосрочного предельного дохода долгосрочным предельным издержкам. Однако при этом фирма должна осуществлять безубыточное производство, а цена, максимизирующая долгосрочную прибыль, должна быть ниже цены, максимизирующей краткосрочную прибыль. В отличие от совершенной конкуренции долгосрочное равновесие не обязательно должно устанавливаться в точке минимума кривой долгосрочных совокупных издержек, ибо спрос более эластичен в долгосрочном периоде, чем в краткосрочном. Это позволяет фирме било взвинчивать цены до уровня, обеспечивающего получение максимальной краткосрочной прибыли, либо снижать их и получать умеренную по размерам прибыль, благодаря чему ограничивается доступ в отрасль конкурентов. Монополист может также проводить ценовую дискриминацию: цены на авиабилеты могут колебаться в зависимости от сезона года или дней недели, разной может быть стоимость почтовых и телеграфных услуг и т.д. В связи с этим увеличивается или сокращается прибыль монополиста.

Поскольку увеличение объема производства сопряжено с ростом издержек производства, монополист, не желая вступать в противоречие с последними и руководствуясь экономическими соображениями, сочтет более выгодным продавать меньший объем продукции, но по более высокой цене.

По мнению Л. фон Мизеса, потребители реагируют на монопольные цены следующим образом:

· не ограничивают покупки монополизированных товаров;

· ограничивают покупки монополизированных товаров таким образом, что тратят на это такую же сумму денег, которую потратили бы при наличии конкурентной цены;

· ограничивают покупки монополизированных товаров таким образом, что тратят на это больше, чем потратили бы при наличии конкурентной цены.;

· ограничивают покупки монополизированных товаров таким образом, что тратят на это меньше, чем потратили бы при наличии конкурентной цены.

1.5. Ценовая дискриминация.

Английский экономист Дж. Робинсон даёт следующее определение ценовой дискриминации

: «Продажа по разным ценам одной и той же продукции, изготовленной одним производителем, разным покупателям известна как ценовая дискриминация».

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7