Заключение

К преимуществам рыночного механизма можно отнести и эффективность распределения ресурсов. Производитель может усилить свои позиции в конкурентной борьбе, увеличить объёмы получаемой прибыли, произвести торговую экспансию на рынках сбыта только в том случае, если снижает издержки, совершенствует технический уровень производства.

Ещё одно преимущество рыночного механизма заключается в поддержании действенных мотивов к труду. Важным аргументом в пользу рыночной экономики является тот факт, что она делает ставку на свободу, которая подразумевает беспрепятственное перемещение ресурсов по разным сферам деятельности, свободу выбора продавцов и покупателей.

Нельзя не указать на такой положительный момент, как конкуренция. Она выступает своеобразным способом регулирования экономических процессов, координации действия экономических субъектов. Через конкуренцию проявляется «невидимая рука» рынка, которая согласует интересы всех хозяйственных субъектов рынка, воздействуя на них через цены, прибыль и убытки, доходы и банкротства.

Конкуренция выполняет функции контроля, но также эту функцию выполняет и государство. Оно вмешивается, когда нарушаются принципы конкуренции, при угрозе монополизации отдельных сегментов рынка, контролирует деятельность фирм с помощью налогов и субсидий. Государство старается не допустить фиаско рынка. Оно может вмешиваться в процессы ценообразования на рынках. В этих случаях государство преследует цель- поддержать производителей либо покупателей на рынке.

Рыночная экономика в России только формируется. Развитие рыночных отношений объективно связано с процессами децентрализации системы управления национальной экономикой, с перенесением центра внимания на микроуровень – предприятия, реализующие товары и услуги. Недостаточное внимание органов государственной власти к проведению активной микроэкономической политики не позволило нормально реализовать потенциал экономических реформ. Достижение относительно финансовой стабильности и реализации экономики сдерживается замедлением процесса преобразования на уровне предприятий, что снижает эффективность функционирования экономики в целом.

В условиях рыночных отношений предприятие является основным звеном экономики. Субъекты в рыночной системе производят лишь те товары и услуги, реализация которых может принести прибыль. Потребители в свою очередь тратят свои деньги на те товары, которые они хотят купить.

Переход к рынку в России имеет свои особенности:

1. В руках государства были сконцентрированы финансовые и материальные ресурсы, отсутствовал такой важный признак, как наличие самостоятельных производителей.

2. Население не было готово к немедленному экономическому самоопределению. Покупатель был экономически зависим в своём выборе.

3. Переход к рынку осуществлялся в условиях дефицита товаров и инфляции. Отечественный потребительский рынок был разрушен.

4. На рынке средств производства господствовали монополисты-производители. Узкая предметная специализация в промышленности привела к технологическому обособлению предприятий, которые зачастую являлись единственными производителями своей продукции.

5. Отсутствовала правовая система для развития инфраструктуры рынка (банковская, кредитно-финансовая, налоговая системы, товарная и трудовая биржи).

Отсюда следует, что формирование рыночной системы в стране началось в отсутствие многих элементов и признаков рынка.

Проведённый анализ позволяет сделать вывод о том, что процесс вмешательства государства в ценообразование может иметь положительный или отрицательный результат. Однако следует помнить, что вне зависимости от результата такого рода вмешательство должно быть строго обосновано и направлено на дополнение рынка, а не на его замену.