Инвестиционная функция государства и рыночный механизм современной России.

Государственное регулирование инвестиций является одной из важнейших составных частей его экономической деятельности. Показано, что это регулирование в России осуществляется в трех основных взаимосвязанных формах: а) косвенного экономического воздействия на инвестиционный процесс с использованием рыночных методов и инструментов (налогов, кредита, тарифов и др.); б) прямого государственного инвестирования в экономику и социальную сферу за счет бюджетных и кредитных средств; в) административного воздействия государства на инвестиционную деятельность посредством законодательных, административных и других мер по формированию благоприятных условий для инвесторов.

Государственное регулирование инвестиций является необходимым условием эффективного развития рыночной экономики. Американский экономист П.Самуэльсон пишет: «Экономическая роль государства неуклонно возрастает. Под прямой контроль и регулирование подпадают все новые виды деятельности в нашем сложном взаимозависимом обществе».[3]

Современное государство и рынок тесно взаимосвязаны, в том числе в сфере инвестирования экономики. Свои функции инвестирование может эффективно выполнять лишь тогда, когда цивилизованный рыночный механизм действует при его рациональном сочетании с косвенным государственным регулированием с помощью экономических инструментов, методов и стимулов. Показательно, что в США, странах Европейского Союза (ЕС), Японии и других развитых странах государство, используя рыночный механизм, активно регулирует инвестиционную деятельность, которая является сложным и многофакторным процессом.

Роль государства в инвестиционном процессе непосредственно зависит от характера экономики. Так при планово-распределительной и административно-командной экономике централизованное государственное инвестирование является практически единственным источником капиталовложений в производство. Совсем иное назначение в этой области у государства с рыночной экономикой, основанной на частной собственности и свободе выбора у хозяйствующих субъектов. Здесь доля государственных инвестиций существенно ниже, чем в плановой экономике, а их основной источник – частные капиталы. Государственное инвестирование остается только в тех жизненно важных отраслях, которые требуют государственной поддержки. Эти обычно низкодоходные отрасли не представляют интереса для частных инвесторов в силу своей специфики (необходимости крупных долгосрочных вложений, низкой доходности, длительного цикла окупаемости и др.). Показано, что в России еще не сформировалась современная национальная рыночная экономика, не налажен динамичный процесс инвестирования и расширенного воспроизводства. Современная Россия находится на переломном, транзитивном этапе развития экономики, при котором особенно важна регулирующая роль государства в инвестиционной сфере. Это, прежде всего, диктуется самой спецификой транзитивной экономики, масштабом и сложностью задач по институциональной трансформации социально-экономической системы, когда административно-командные методы государственного управления потеряли силу, а косвенные регулирующие рыночные методы находятся в стадии становления.

Государственное регулирование экономики требует соответствующих материальных, финансовых, организационных и других условий, дальнейшей разработки фундаментальной теории рынка, его научной модели. Однако при разработке модели рынка, его инвестиционного механизма не всегда обосновано учитываются теоретические выводы и предложения основных направлений мировой экономической теории – неоклассического (монетаристского), кейнсианского (неокейнсианского), институционально-социологического и др. Ощущается также недостаток творческого использования исторического опыта реформирования экономики и инвестиционной деятельности в дореволюционной России и в СССР, в частности, опыт плана ГОЭРЛО и НЭПа. Поэтому для практики современного реформирования экономики в России характерен порочный метод проб и ошибок, когда делается установка то на саморегулирующийся рыночный механизм в духе «невидимой руки» рынка А.Смита и монетаризм (дерегулирование экономики), то на меры жесткого государственного администрирования. Все это отрицательно сказывается на темпах и эффективности экономического роста, его социальных результатах. Бизнес, предпринимательская, инвестиционная и другая деятельность должны быть подлинным искусством, требующим высокой квалификации и знаний, навыков и способностей, высокой степени ответственности исполнителей.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6